Бывший посол России Александр Суриков высказался о событиях в Белоруссии
Экс-губернатор Алтайского края и бывший посол России в Белоруссии Александр Суриков в интервью "Алтайской правде" высказал свое видение событий в братской республике.
Белорусские события
- Давайте теперь поговорим о Белоруссии, где вы были послом России 12 лет. События в этой стране можно расценивать как закономерный результат политики Александра Лукашенко или как его какую-то случайную ошибку?
- События в Белоруссии расцениваются мной как планируемые действия. Сразу же после украинского Майдана 2014 года некоторые страны занялись более плотно Белоруссией. И главная их задача - разорвать братские отношения между Белоруссией и Россией. В результате наша страна на западных границах становится как бы отрезанной от Европы от Черного моря до Балтики. И других особенных задач нет.
- Если бы Лукашенко вел себя грамотно, то недовольства народа не возникло бы.
- Как бы ни вел себя Александр Григорьевич, протестов не избежать. Я пережил в Белоруссии трое президентских выборов. Каждые заканчивались выступлениями оппозиции. В 2006 году на центральной площади Минска выстроилось около десяти тысяч человек, они не признавали результаты выборов. В 2010 году - то же самое, только людей побольше собралось и уже была попытка штурма правительства. В ответ начались аресты активистов. Аналогичная картина наблюдалась в 2015 году. А крылья этому делу придали украинские события. Там же у оппозиционеров был успех, правда с применением силы.
Здесь, понимая, что такой сценарий не пролезет, что Лукашенко не Янукович, а более жесткий, твердый руководитель, который понимает, что власть сдавать опасно для страны и народа, введены коррекции в украинский сценарий. Вначале - митинги, демонстрации, потом - силовой элемент в виде бутылок с зажигательной смесью. Но он не пролез, тогда начали организовывать забастовки на заводах и т. д.
Это все спланированная схема действия. И деньги на это есть. Уже появилась информация, что около 700 млн долл. вложено условным Западом в поддержание белорусских протестов.
Среди их участников много молодежи. Большая ее часть входит в прогосударственный Белорусский союз молодежи, но есть и другая часть, которая объединяет "Малады Фронт". Его руководство базируется в Праге. И есть элементы недовольства со стороны взрослого населения.
- Чем оно недовольно?
- 26 лет человек находится у власти. Кое-кто от этого устал, забыв, сколько позитивных перемен произошло в стране с тех годов, когда Лукашенко встал у власти. Тогда Белоруссия была нулем. Народ забывает, воспитываясь в западных измерениях. Ему хочется более демократичной власти. А в Белоруссии Конституция жестче, чем даже у нас, с акцентом на авторитарное правление. Лукашенко в стране царь, бог и воинский начальник.
- Насколько адекватно повели себя правоохранительные органы, избивая протестующих дубинками и сажая тысячи людей по камерам?
- Есть некие ошибки в реагировании на митинги. Не надо было их "в палки брать", можно было с людьми поговорить. Если уже разговоры не помогают, тогда, понятно, надо действовать.
- Когда вы говорили Интерфаксу о возможном желании избирательных комиссий выслужиться перед властью и определенных издержках в их работе, вы имели в виду приписки голосов?
- В любой стране, и Беларусь не исключение, избирательная комиссия по понятным причинам формируется из сторонников власти. И зачастую бывает, что избиркомы, стараясь услужить власти, как-то чуть-чуть подхимичивают. При этом я нисколько не сомневаюсь, что Лукашенко победил большинством голосов.
- Вы говорили, что Лукашенко ассоциируется у народа со стабильностью страны, что белорусы не хотят повторения таких же оппозиционных действий и силового захвата власти, как на Украине. Но почему тогда бастуют рабочие и говорят в лицо президенту, чтобы уходил?
- Вот Лукашенко выступал на тракторном заводе, где работает порядка 20 тысяч человек. Но собрались сотни две-три, которые недовольны его политикой. Ничего в этом особенного нет, такие люди есть на каждом предприятии. Но из телевизионной картинки было видно, как во время беседы Лукашенко с рабочими в толпе бегали какие-то люди и подсказывали, что кричать президенту.
- Оппозиция заявила о создании Координационного совета. Они называют себя "рабочей группой наиболее уважаемых членов общества, которая должна обсудить и выработать безопасные и стабильные механизмы для обеспечения трансфера власти". Александр Лукашенко заявил, что создание оппозицией Координационного совета - это попытка захвата власти, и пригрозил "адекватными мерами". Что вы думаете об этом?
- Главный оппонент нынешнего президента госпожа Тихановская, во-первых, уехала в Литву. (Возможно, испугалась.) И в Литве объявила себя национальным лидером Белоруссии. Тогда любой человек может объявить себя национальным лидером любого государства. Разве она победила на выборах?
Весьма сомнительна и легитимность требований Координационного совета, который должен провести смену власти. Так дела не делаются. В стране есть парламент, есть механизм всебелорусского народного собрания, в котором собираются представители всех территорий страны. Вот эти институты могут нечто подобное создать.
И Лукашенко правильно это квалифицирует.
- Недавно вы говорили, что ситуация в соседней республике придет в норму через несколько дней и на отношениях с Россией не отразится. Сейчас это мнение изменилось?
- Я не меняю этой точки зрения. Наши отношения выстроены много лет назад, наши экономики скооперированы еще в советские времена. Мы - братские славянские народы. И в этом тоже один из корней вопроса. Славянское братство многим не нравится. Политически у нас похожие точки зрения на отношения с США, Европейским союзом и с другими странами. Это равноправные взаимовыгодные отношения. А нас же хотят подмять, навязать свои политические, экономические стандарты. Заставить играть по их правилам. Но у нас своя история и культура и свои интересы в жизни.
- Считаете, что протесты скоро закончатся?
- Думаю, постепенно все успокоится. Оно уже притихает. Александр Григорьевич уже говорил, что надо подумать о конституционной реформе и о том, что идет работа над третьим вариантом Основного закона страны. Конечно, надо бы предусмотреть в нем баланс властей. Сейчас этого в Конституции Белоруссии нет.
- Теперь давайте поговорим об интересах России в этом конфликте. Когда Путин призывает западные страны не вмешиваться в белорусские дела, он ведет себя как наблюдатель или защитник Лукашенко?
- Он ведет себя как защитник Белоруссии. Президенты приходят и уходят, а народы остаются. И Путин ведет себя как защитник белорусского народа, живущего в союзе с российским народом. И пока братские связи не удается разорвать. А кстати, программа Координационного совета предусматривает выход их союзного государства и из Евразийского экономического союза.
- Политологи говорят, что России Лукашенко нужен ослабленным, чтобы с ним можно было договариваться о более глубокой интеграции.
- Мы никогда не хотели присоединения Белоруссии к России. Союзное государство - это объединение двух суверенных стран. Хотелось бы сформировать какие-то органы союзного государства. Но надо сесть и крепко подумать, чтобы не повторить прошлых ошибок. Помните, когда появились президент и парламент России, они вступили в конфликт с соответствующими политическими институтами СССР. Думаю, нам не нужен президент союзного государства. Достаточно коллегиального органа - Высшего государственного совета. Можно по очереди президентам обеих стран в нем председательствовать. Договор союзного государства 1999 года в целом толковый документ. Но время не стоит на месте, и он требует небольшого переформатирования. Кстати, я слышал, что такая работа уже идет.