Власти Алтайского края продумывают новые условия выдачи сертификатов на жилье детям-сиротам
Власти Алтайского края обсудили предполагаемые условия выдачи жилищных сертификатов, которыми детей-сирот в регионе планируют снабжать вместо реальных квартир, чтобы хотя бы частично снять застарелую проблему. Чиновники и депутаты хотят предоставлять документ только тем, кто адаптировался к самостоятельной жизни и до 1 января 2019 года получил судебное решение о предоставлении жилого помещения. Планируется, что решение о выдаче сертификата будет принимать специальная комиссия.
На декабрьской сессии Алтайского Заксобрания в 2020 году был принят в первом чтении проект изменений в ст. 4 закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», предполагающий новую, альтернативную меру поддержки детей сирот. В соответствии с ним детям-сиротам можно будет предоставлять не реальное жилье, а жилищный сертификат, дающий право на его приобретение. Изначально было прописано два условия: достижение возраста 23 лет и наличие вступившего в силу судебного решения, а также утвержденного судом мирового соглашения об изменении способа и порядка исполнения судебного акта. Таким образом региональные власти, которые в последние несколько лет испытывают большие проблемы с исполнением обязательств в этой части, снимут с себя часть ответственности. Такая практика уже действует в Приморском и Ставропольском краях.
Ко второму чтению законопроект решили дополнить, для чего в Парламентском центре 20 января прошло заседание рабочей группы с участием представителей правительства региона, краевой прокуратуры, УФССП, СУ СКР и т. д. Министр строительства и ЖКХ Алтайского края Иван Гилев предложил ужесточить условия, при которых дети-сироты могут получить сертификат. Во-первых, получатель сертификата должен быть адаптирован к самостоятельной жизни, то есть работать или учиться, не иметь судимостей и приводов за нарушение общественного порядка. Гилев полагает, что решение о соответствии потенциального получателя этому требованию должна принимать специальная комиссия. Во-вторых, министр предложил на начальном этапе выдавать сертификат только тем, кто имеет на руках судебное решение, вступившее в силу не позднее 31 декабря 2018 года.
По информации вице-губернатора Алтайского края Александра Климина, до 1 января 2019 года подобные судебные решения вступили в силу у примерно 600 детей-сирот. При этом некоторые вердикты датированы еще 2012 годом. Всего же соответствующие решения суда на руках имеют 1350 человек. Сколько всего лиц имеют право на предоставление жилья - не указано. Планируется, что как только упомянутые 600 человек будут обеспечены квартирами или жилищными сертификатами, власти возьмутся за тех, чьи судебные вердикты вступили в силу до 2021 года. Двигаться такими двулетними периодами чиновники планируют и в дальнейшем.
Вице-премьер правительства региона Игорь Степаненко подчеркнул, что порядок получения сертификатов должен быть прописан в соответствующем постановлении краевого правительства, передать которое в АКЗС планируют до принятия законопроекта в окончательном чтении. Планируется, что это произойдет уже в феврале 2021 года.
Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева со своей стороны предложила включить в это постановление норму о предварительной оценке жилья, покупаемого на сертификат, на его пригодность к проживанию. Таким образом омбудсмен планирует защитить получателей от мошенников. Представители СУ СКР по региону считают важным дополнить проект закона возможностью погашения ипотечного кредита с помощью жилищного сертификата. Также участники совещания предложили зафиксировать в законопроекте, что документ может использоваться вместе с материнским капиталом. При этом вероятно, реализовать сертификат можно будет с ограничением по сроку, но он составит не менее года.
Сами дети-сироты, приглашенные на заседание, положительно оценили предложенные властями ограничения в части обязательной социальной адаптации потенциальных получателей жилья. При этом они высказали опасения, что в случае использования сертификата для приобретения квартиры в ипотеку, банки могут не посчитать их надежными плательщиками. Все полученные предложения разработчики проекта пообещали проанализировать. Перед тем, как законопроект будет принят окончательно, рабочая группа соберется еще раз, чтобы снова обсудить изменения в законе.
Напомним, что ситуация с обеспечением детей-сирот квартирами в Алтайском крае обстоит не лучшим образом. В октябре 2020 года в СУ СКР по Алтайскому краю сообщили о возбуждении дела по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) из-за катастрофической ситуации в этой сфере. Отправной точкой для уголовного дела стало оперативное совещание, которое 13 октября провел председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Одним из вопросов, затронутых в ходе заседания, стали меры по защите прав детей-сирот на обеспечение жильем. Алтайский край был назван в числе наиболее проблемных в этом отношении регионов.
По данным следователей, из 1,2 млрд рублей, которые в общей сложности в Алтайском крае были направлены на приобретение жилья для сирот в 2020 году, по состоянию на сентябрь было освоено только 49 млн рублей, то есть 4 %. Эта цифра расходится с теми данными, которые называли в краевом правительстве. Как выяснилось, следователи и чиновники разошлись в методиках подсчета: в Минстрое указывают на общую стоимость заключенных контрактов, большая часть которых еще не исполнена, а правоохранители, заподозрившие власти в халатности, говорят о стоимости уже приобретенных квартир, которые фактически можно передать нуждающимся. Впрочем, если пользоваться методикой следователей, то по состоянию на октябрь было освоено уже 6,5 % от общего объема средств или 78,5 млн рублей. Более свежие данные не публиковались.
Заметим, что в числе ответственных за ситуацию ведомств помимо Минстроя следком называет Региональное жилищное управление, и эта организация ранее фигурировала в коррупционных скандалах. В апреле 2019 года была осуждена бывшая начальница РЖУ Татьяна Филатова и два риэлтора, наживавшихся на торговле жильем, предназначенным для сирот и инвалидов. Как сообщается на сайте СУ СКР по Алтайскому краю, все они были признаны виновными по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой лиц либо в крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение). Татьяна Филатова отправилась в колонию общего режима на шесть лет, а ее товарищи - Александр Махалов и Роман Подъяпольский - получили по 5,5 лет заключения каждый.