Главный алтайский налоговик рассказал, как пандемия повлияла на работу ведомства
Об особенностях работы налоговых органов в этом году рассказывает руководитель регионального управления ФНС России Юрий Куриленко.
- Юрий Александрович, как повлияли на работу вашего ведомства эпидемия и связанные с ней ограничения?
- В этом смысле мы мало отличаемся от других жителей края. До августа число зараженных коронавирусом фиксировалось в диапазоне от 6 до 10 человек. Считаю, что это немного из 2,5 тысячи работников налоговых органов края. А с августа начался рост. В октябре официально подтвержденных больных новой инфекцией было около 50 человек, а всего на больничном в прошлом месяце одномоментно находилось раза в три больше. Кто-то переболел дома, так как большая часть сотрудников трудится дистанционно.
Еще с апреля мы откатали систему удаленной работы. И как кто-то в отделе с температурой чихнул, его отправляем в больницу, остальных - по домам.
Трудновато было в августе, когда до 700 человек находилось в отпусках. Сегодня отсутствует на работе примерно 550 человек. Люди вернулись из отпусков, с больничных, к тому же начался спад заболеваемости.
- Можно сказать, что вы приспособились к работе в условиях пандемии?
- Думаю, да. По распоряжению ФНС мы приостановили прием посетителей в залах, но сейчас он возобновлен. Налогоплательщики могут идти за консультациями, предварительно записавшись на прием. Эта мера принята, чтобы избежать скопления людей в закрытом помещении.
На самом деле львиную долю всех вопросов можно решить дистанционно. Если видишь, что информация в налоговом уведомлении не соответствует реальности, то нажми нужную кнопку в компьютере или попроси это сделать сына, внука, соседа. Мы разберемся, и через неделю все встанет на свои места.
ФНС имеет много дистанционных сервисов, но граждане не хотели ими пользоваться, а сейчас вынуждены осваивать. Больше обращений стало поступать через личные кабинеты налогоплательщика, через сервис "Обратиться в ФНС России". Раньше для граждан государство ассоциировалось с человеком в окошке, а теперь с интернет-порталом какого-нибудь ведомства.
На площадке фонда МСП (малых и средних предприятий) мы стали проводить вебинары по налоговой тематике. Человек может посмотреть их и получить ответы на свои вопросы.
Отдельные районные инспекции создали группы в WhatsApp, куда включают предпринимателей и сообщают им оперативную информацию. То есть налоговики становятся ближе к своим клиентам.
- Изменилось ли количество проверок бизнеса?
- Весной были приостановлены взыскания задолженности и выездные проверки. С 1 июля мы их возобновили. Кроме накопившихся с прошлого проверок в этом году инициировали еще 24. Для сравнения: пять лет назад в год проводили 120 подобных мероприятий.
Решение выходить на проверку принимаем исходя из критериев риска. Например, если заканчивается срок исковой давности. Мы вынуждены проверить отчетность за 2017 год отдельных налогоплательщиков, которые, по нашему мнению, не уплатили налогов на несколько миллионов рублей.
Но станок принятия решений по наказанию недоимщиков в этом году не был запущен на прежнюю мощность. Особенно в отношении предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей. Им в октябре только начали печатать требования, не говоря еще об инкассовых поручениях о списании средств со счетов. То есть ФНС старается очень деликатно восстанавливать свои возможности в области принудительного взыскания долгов.
До 31 декабря по своей инициативе не будем проводить проверки контрольно-кассовой техники. Но если к нам придет жалоба от граждан и мы увидим, что касса есть и она не отбивает чеки, то привлечем к ответственности нарушителя. Сейчас отрабатываем систему, как это можно сделать дистанционно. За первое нарушение обычно идет предупреждение.
Раньше налоговики использовали принцип "милиционера в кустах". Получили оперативную информацию о неуплате налога - "выскакиваем", "рвем на части" налогоплательщика, отправляя дело в суд, возбуждая процедуру банкротства. Теперь наши инструменты контроля позволяют очень точно сформировать доказательную базу еще до начала проверки. При этом налоговики обязаны вызвать собственника бизнеса или его законного представителя и предупредить о претензиях. Напомнить, что если их сумма за три года превысит 15 миллионов, то будет возбуждено уголовное дело.
Обычно после подобного разговора предприниматели, не дожидаясь проверки, рассчитываются с долгом. В позапрошлом году таким образом ими было выплачено 300 миллионов рублей, в прошлом году 600 миллионов, а нынче уже 900 миллионов. Уровень правосознания растет.
- Не беспокоит ли вас текущий уровень сборов имущественных налогов? Недавно сообщали, что в крае заплатили только треть положенного.
- По сравнению с прошлым годом процент сборов немного понизился, но не критично. Наверное, в связи с эпидемией у людей голова другими заботами забита, да и уведомления они получили позднее. Повлияло и постановление Конституционного суда о снижении налогообложения по инвентаризационной стоимости, если она превышает кадастровую больше чем вдвое. Благодаря этому решению налогоплательщики уменьшили себе налоговых обязательств на 510 миллионов рублей за прошлый и текущий годы.
Но мы можем не переживать по поводу сбора имущественных налогов. Обычно в конце года недоплата по ним составляет до 1 миллиарда рублей и мы добираем ее с судебными приставами. Несмотря на то, что нынче три месяца совместной работы выпало с судебными приставами, им удалось привлечь в бюджет 600 миллионов рублей долгов прошлых лет, в полтора раза перевыполнив результаты 2019 года.
Приставы будут собирать долги и в следующем году, но людям уже придется платить сверху пени и штрафы. Да и нам стало легче истребовать недоимку. У ФНС появилась возможность без привлечения приставов взыскивать долги с банковских счетов граждан.
- В заключение давайте поздравим коллектив налоговых органов края с профессиональным праздником. И ваши пожелания коллегам.
- С учетом того, что нам еще предстоит немало работы, а руководитель ФНС пообещал, что скучно не будет, желаю, во-первых, терпения при выполнении своих должностных обязанностей, в преодолении неприятностей, связанных с эпидемией. Не исключаю, что это отразится на экономическом благополучии семей. Поэтому терпение - это главное.
А второе - необходимо воспитывать в себе доверие как к коллегам, так и к налогоплательщикам. С другой стороны, надо добиваться доверия налогоплательщиков к нам. Потому что в противном случае реализуемая нами система электронной экономики превратится во что-то инфернальное.
Фото предоставлено пресс-службой УФНС по Алтайскому краю