История Маши Сауниной, талантливой незрячей девочки
С Машей Сауниной, талантливой незрячей девочкой, "АП" уже знакома. Не так давно ей, победительнице многих статусных творческих конкурсов, мы вручали беспроводной микрофон. А в октябре, когда во всем мире отмечается День белой трости, снова пришли к ней в гости. Уж больно повод хорош. Мария удостоилась премии имени Раисы Федоровой, учрежденной Алтайским отделением Российского детского фонда.
"Поехали за дочкой"
Она с пеленок победительница. Задолго до того, как ее дипломы стали семейной гордостью, девочка выиграла главную битву - за жизнь.
Родилась Маша с критически низкой, 500 граммов, массой тела. Врачи ее выходили, но предупредили родителей - ребенок незрячий и вряд ли когда-то прозреет. Опуская мотивы, по которым кровная семья отказалась от дочки, перейдем сразу к моменту ее встречи с приемной мамой Ларисой Захаровой.
В январе 2013 года вместе с волонтерами проекта "Доброе сердце" женщина приехала в детский приют "Доверие" вручать ребяткам рождественские подарки. В стайке радостных малышей заприметила крохотное вихрастое существо. Девочка оставалась безучастной к общему веселью. Исследуя тонкими пальчиками протянутую конфету, заплакала: "Я шарик хотела". Одна из сотрудниц приюта недовольно пробурчала: "Смотри-ка, слепая, а капризов-то... Шарик ей подавай". В сердце Ларисы словно кипятку плеснули. Всю дорогу домой она думала, как сказать мужу о том, что уже свершилось по сути. Валерий от эмоций супруги в восторг не пришел. Стать мамой и папой проблемному ребенку, от которого отказались биологические родители? Нет, конечно, нет...
Спустя несколько дней глава семьи сказал жене: "Согласен. Поехали за дочкой".
Надежда
20 февраля новоявленный отец занес на руках крошечную девочку на пятый этаж дома на 6-й Парковой, в котором жили тогда Захаровы.
- Привыкали мы друг к другу трудно. Я поняла, что ничего не знаю о таких детях, и сразу поехала в библиотеку общества слепых, засела за литературу. Первое время не знала, за что схватиться. Нужно было восстанавливать документы Маши, но главное - ее саму. Она не говорила. Не реагировала. Не общалась с нами. Могла часами стоять в углу тихо, как мышонок. Я садила ее к себе на колени, пела ей что-то, рассказывала на ушко, - вспоминает Лариса Петровна.
Из этого безмолвия Машу помог вытянуть переезд в новую просторную квартиру. В этом пространстве девочка ожила. Знакомясь с ним, она трогала чуткими пальчиками нераспакованные ящики и мешки, доставала игрушки, вещи, за что и получила от домашних шутливое прозвище Машка Потрошитель.
Самым сложным вопросом оставалась реабилитация. Когда Лариса впервые привела ее в краевой реацентр "Журавлики", специалисты задумались. Занятия с логопедом, например, подразумевают, что зрячий ребенок повторяет за педагогом правильную артикуляцию. Но в этом необычном случае нужно было придумать что-то иное, и придумали, по сути, авторскую программу, специально для девочки-новичка. Наверное, педагоги-дефектологи могли бы защитить не одну диссертацию на этих материалах.
Лишь зрение ей, увы, вернуть не удалось. Позади - ряд операций в ведущих офтальмоклиниках страны, после которой Мария обрела светочувствительность. Но мечта -
чтобы девочка увидела этот прекрасный мир - пока только мечта. "Ничего, технологии развиваются, может, и для нас какую-то новинку врачи придумают", - не теряет надежды семья.
Как и положено ребенку, Маша - озорная и очень подвижная, из-за чего сердце Ларисы обрывается 24 часа в сутки. Лишь бы не обожглась горячим чаем, не порезалась, разбив чашку, не стукнулась об угол во время игры в прятки... Неуемная эта энергия реализована по канонам классики, ну, вы помните: "Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота". Театр, литература, история, и все - всерьез, на века, как обычно и бывает в детстве. Но музыка - особая история.
"Заниматься обязательно", - решили Валерий и Лариса, услышав, как точно их дочка подбирает на слух мелодии. На первом же занятии по вокалу педагог Ольга Кардаш сообщила: у девочки идеальный музыкальный слух.
- Абсолютный, - подчеркивает Ольга Александровна, - словно Господь за недостаток зрения вознаградил ее так. Я 36 лет занимаюсь с детьми, по-настоящему одаренных мало. Мария - первая моя воспитанница, без натяжки уникальная. Не только из-за природных данных. Она трудолюбива, готова заниматься музыкой в любом настроении, хотя плохого, кажется, у нее не бывает.
Нашей маленькой героине только одиннадцать, но все вместе они уже думают о поступлении в единственное в России музыкальное училище, обучающее незрячих музыкантов, - Курское.
- Мам, правильное слово - "думаем". Взрослые считают, что мне лучше всего будет связать свою жизнь с музыкой, сделать ее своей профессией. Но можно я еще подумаю? У меня же есть пока время, - иронично замечает ребенок.
"Она вокруг"
Первый концерт с участием юной исполнительницы состоялся здесь, в "Журавликах", года три назад. Тогда в реацентр приехали шефы из службы судебных приставов. Едва дотягиваясь до микрофона, она задорно распевала "Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу", а гости вытирали предательски повлажневшие глаза...
Став постарше, отличница Мария сосредоточилась на учебе в школе-интернате № 3 для детей с ОВЗ и занятиях с двумя педагогами. Помимо вокала еще фортепиано в ДШИ № 4 Барнаула - с Надеждой Коржевой. На их совместном счету - победы на многих фестивальных площадках, от региональных "Ростков талантов" и "Музыки без границ" до статусной "Белой трости", в жюри которого работает Диана Гурцкая. И новенький диплом лауреата 1-й степени Международного конкурса "Ты можешь", в этом году он прошел онлайн. Из-за эпидемии отложен нынче краевой фестиваль молодежного движения "Поколение", где вокалистка должна была выступить с песней "Я ангелом летал". Но она готовится, как и к своему первому сольнику, который, если все сложится, состоится следующей весной.
Педагоги девочки подчеркивают: занимаются с ней не ради наград. Куда важнее от занятия к занятию развивать природные данные. Кто учился - тот знает. Музыка - это ежедневные многочасовые тренажи, гаммы, арпеджио, этюды для беглости пальцев. Но Марию заставлять не нужно. Это ее свет. Она забывает обо всем, когда подходит к инструменту. Ее репертуар довольно сложен для 4-го класса детской музыкальной школы. Играет и современное - "Река цветов" Ирума и "Мелодии секретного сада", которую читатели "АП", вероятно, слышали в исполнении Рольфа Ловланда и Фионнуолы Шерри. И классику - Прокофьева и Баха, требующих безукоризненного владения клавиатурой. Как это делает ребенок, ни разу в жизни клавиш не видевший?
- Как-то чувствую. Как говорит мама, методом тыка, - это расплывчатое детское объяснение, пожалуй, и есть самое точное.
- Машенька, а что для тебя музыка?
- Она вокруг, она во всем. Ее можно извлечь из любого предмета рядом с тобой. Очень приятно звучит дерево, например. Мне кажется, зрячие люди, распыляясь на множество чувств, не слышат красоты окружающих нас звуков.
Этими вибрациями души на прочитанное или услышанное, на все, что происходит вокруг, девочка, пожалуй, и отличается от других ребятишек. Вот как она говорит о своем любимом "Маленьком принце":
- Читаю и представляю, как бы я себя вела на месте героев. Очень жалко Фонарщика. Его планета вращается быстро, день мгновенно сменяет ночь, приходится без конца то гасить фонарь, то снова включать. Отдыха нет. Он и сам говорит: "Плохо мое дело". Но Маленький принц счел это занятие прекрасным, ведь в сутки там случается больше тысячи закатов.
Вот рассуждения Марии о семье:
- Это мама. И все мои родные люди, которые меня любят. Доброта, свет, тепло - такими я их вижу. Семья должна быть у каждого человека, иначе его и самого не будет.
Послесловие. Захаровы поддерживают связь со старенькими кровными бабушкой и дедушкой Марии. Как-то, приехав их навестить, встретили там и биологического папу девочки. Лариса вначале растерялась, не знала, что и как говорить. А потом подумала, что не она, а человек, принявший 11 лет назад роковое для себя решение, должен чувствовать себя плохо. В конце вечера папа-отказник подошел к Ларисе, обнял ее и вымолвил: "Спасибо вам за дочку". А та ответила: "Это вам спасибо за то, что она у нас есть".