Барнаулец сделал своими руками обсерваторию на даче
От бабушкиных очков до современных мощных телескопических систем - такова эволюция необычного увлечения барнаульца Олега Петрова, астронома-любителя, наблюдателя за звездами и планетами.
Изумрудный шарик
Обычное товарищество садоводов. Участки, грядки, бани... И среди всего этого "профильного" благолепия - настоящая обсерватория. До серебряного купола с недреманным оком, устремленным в выси небесные, добираемся сентябрьским утром без особой надежды: слишком облачным оно выдалось для таких наблюдений.
Оказалось, напрасно мы расстраиваемся. Подключенная к телескопу фотокамера с заданными параметрами разрешения фиксирует жизнь красавицы Венеры, а у нас есть возможность полюбоваться ярко-изумрудным статичным светящимся шариком в центре монитора. Да, это она и есть - самая яркая "звездочка", которую можно увидеть невооруженным глазом на вечернем небосклоне. Правда, мне она всегда казалась золотистой.
- На самом деле Венера сдвигается довольно быстро, и мы ее видим, потому что программа настроена на это небесное тело. В идеале для наблюдения должно быть чистое небо. Но и такая, как сегодня, облачность автоматике не помеха, - поясняет "картинку" гостеприимный хозяин этого необычного дачного участка, в миру - профессиональный фотограф.
Небесную экскурсию он сопровождает фактами, для него давно известными, для нас - новыми, удивительными. Вы, например, знали, что один из разработчиков "Стеллариума", популярной интерактивной карты звездного неба, живет и работает в Барнауле? Это Александр Вольф, товарищ Олега Петрова, преподаватель Алтайского педуниверситета.
"Любитель" не означает "дилетант", если речь идет об астрономии. Именно любительские обсерватории, построенные такими же, как Олег, фанатами звездного неба, снабжают профессионалов данными наблюдений. Так, два года назад почетным гостем форума астрономов-любителей Сибири стал Олег Угольников, специалист в области физики атмосферы. Отснятый материал по лунным затмениям Петров передал ему. Чем больше ученые получают сведений из разных точек мира, тем шире представления человечества о том, что происходит в верхних слоях атмосферы планеты.
Через тернии
Звездами Олег заболел еще мальчишкой, когда учился в 6-м классе.
- Старые бабушкины очки я тогда приспособил под первый свой телескоп. Получился он примерно таким, какой был у Галилео Галилея в XVI веке. И когда впервые посмотрел через него на небо, понял, что это любовь на всю жизнь, - вспоминает собеседник. - Бабушка Зоя Никитична, которая меня растила, выписывала много журналов - "Техника-молодежи", "Наука и жизнь", "Пионер". Она родилась в 1914 году, жизнь прожила долгую, непростую. Астрономией не интересовалась, конечно, но поддерживала мое увлечение. Была в этом педагогическая хитрость. Ведь наблюдение за небом - это не бездеятельное созерцание. Надо знать математику, физику, чтобы понимать, что происходит в жизни небесных тел. И я налегал на эти предметы, окончил физмат.
Своими наставниками он считает двух людей. Первый - преподаватель Леонид Сикорук, у которого учился в Академгородке. Второй - наш земляк, Михаил Левченко, в советское время известный всей стране тем, что сделал самый большой в Советском Союзе любительский телескоп.
- В молодости я пропадал в обсерватории у Михаила Сергеевича, он был великолепным механиком, по его заветам, собственно, я построил свою версию телескопа. Чтобы сделать своими руками такую обсерваторию, достаточно знаний из школьных курсов физики, математики, астрономии, уроков труда. Нас хорошо учили.
- Олег, а у вас есть ученики и последователи?
- Приезжают и любопытствуют многие. Но вряд ли кого-то смогу назвать своим учеником с полным основанием. Сейчас принято делить мир на гуманитариев и технарей. Думаю, дело не в этом. Во все времена хватало людей умных и не очень. И сейчас на слетах любителей-астрономов и телескопостроителей, на сибирском астрофоруме в Интернете мы встречаем молодых людей-самородков. Но в пору СССР была система образования, формирующая мощную прослойку знающих людей, хорошо ориентирующихся в различных предметных сферах. Сейчас, увы, все гораздо печальнее.
Вспомнилось, что в каждом городе были сообщества астрономов-любителей. Люди рвались к звездам через тернии в буквальном смысле. Комплектующие для телескопов были страшным дефицитом, добывали их всеми правдами и неправдами. Сейчас увлечение "подешевело", по разумным ценам можно купить готовые аппараты для наблюдений. Казалось, бы, наступил "золотой век" для юных звездочетов. Однако детей, которые грезят небом, можно по пальцам пересчитать.
Начинаем постигать
Стены обсерватории Петрова увешаны удивительными "портретами". Луна, планеты, галактики - настоящая галерея.
Вот, например, странница C/2020 F3 NEOWISE (WISE - инфракрасный телескоп, который впервые ее засек), одна из самых ярких комет десятилетия, наделавшая этим летом много шума. В июле 2020 года она была совсем рядом, всего в 103 миллионах километров от Земли. Но сейчас удалилась. Олег Петров в последний раз наблюдал ее 27 августа.
Наверное, страшилок о небесных телах было бы куда меньше, если бы люди проявляли к ним интерес. Пугали нас кометами, состоящими изо льда и космической пыли, не раз. Приближаясь к Солнцу, лед испаряетcя, остается оболочка из газа и пыли - ее мы и видим, если повезет, с Земли в виде красивого хвоста.
Куда более опасные, но и весьма редкие гости - метеориты, нечастые гости. Из тех, что реально нанесли урон человеку, вспоминаются лишь Челябинский и Тунгусский (1908 год), по поводу которого по сию пору не утихают споры. По одной из версий, он просто влетел и вылетел из атмосферы, даже не коснувшись Земли. Она объясняет, почему не найдено ни одного обломка, а разрушения похожи на те, что вызывает взрывная волна огромной силы.
Своей звезды наш герой пока не вычислил. Объекты, попадающие в поле зрения телескопов Петрова, открыты давно. Ему интересны прежде всего события, происходящие на немыслимой высоте. Из недавнего: в 2013 году во время наблюдений за созвездием Лебедя японский астроном-любитель
Коити Итагаки Ямагата стал свидетелем вспышки сверхновой звезды. А в сентябре 2016 года аргентинец Виктор Бузо увидел то же самое в созвездии Скульптора, за 80 миллионов световых лет от нас.
Главное, чтобы в момент, который бывает лишь раз в жизни, была включена камера. Петрову с этим не слишком везет. Так, однажды увидел роскошный, прямо-таки кинематографический кадр: на фоне полной яркой Луны - силуэт взлетающего из барнаульского аэропорта самолета. Жаль, снять не успел.
Наверное, у каждого человека, увлеченного небом, есть свой ответ на вопрос, зачем заниматься небесными проблемами, когда земных хватает.
Олег Петров ответил на него так:
- Во-первых, интересно знать, откуда мы пришли, как развивалась Вселенная. А во-вторых, наблюдение успокаивает нервы. Когда смотришь на звезды, осознаешь их величавость, понимаешь, как ничтожны земные проблемы по сравнению с этим колоссальным миром, который человек только начинает постигать.