Конституционный суд РФ отклонил жалобы правозащитников на запрет спрашивать заключенных о пытках
Конституционный суд отклонил жалобу трех членов Общественной наблюдательной комисси (ОНК) из Санкт-Петербурга и Москвы, которые требовали отменить запрет говорить с заключенными СИЗО о пытках, если они совершены вне изолятора или до формального задержания.
Так, члены ОНК Москвы и Санкт-Петербурга Евгений Еникеев, Яна Теплицкая и Роман Ширшов требовали признать неконституционными некоторые нормы законов о "О страже" и "Об общественном контроле".
Как пишет "Коммерсантъ", речь идет именно о правах сотрудников ФСИН, которые сейчас могут вмешиваться в беседы правозащитников и арестантов, особенно, если разговор затрагивает тему пыток вне СИЗО. Такие диалоги прерывают, как "беседы, не имеющие отношения к условиям содержания".
По словам правозащитников, существование этих норм может привести замалчиванию фактов пыток, что критиковалось еще в 2018 году членами президентского Совета по правам человека (СПЧ).
Отклонение же жалоб в Констуционном суде РФ объяснили тем, что исцы якобы "абстрактно" и "субъективно" трактуют законы.
Сами же правозащитники напомнили в своей жалобе спор по делу Фахраджона Нозимова, обвиняемого в планах устроить крушение "Сапсана" в 2017 году. В СИЗО "Лефортово" он жаловался правозащитникам на избиения, однако сотрудники изолятора прервали эту беседу. Спустя несколько месяцев Нозимова приговорили к 20 годам колонии. Упомянули члены ОНК в своей жалобе и дело о теракте в метро Петербурга Аброра Азимова, который пытался сообщить о похищении и пытках до формального задержания. Однако это не убедило Констуционный суд.
Напомним, что тема пыток в российских колониях, СИЗО и тюремных больницах стала актуальной после очередного резонансного случая под Саратовым. Издевательства, насилие и другие неправомерные эпизоды были опубликованы правозащитниками, получившими записи от бывшего заключенного саратовской колонии. Он имел доступ к компьютеру и "слил" все видео и другие архивы Gulagu.net.
После этого работы лишились более 20 сотрудников ФСИН. В то же время, основателя правозащитного проекта объявили в розыск.