Анонимные ритмоголики: чем интересны этнические барабаны людям в Барнауле
Барнаульские музыканты рассказали, почему увлекаются игрой на этнических барабанах.
Поделив слово "тумбочка" на слоги ТУМ-боч-ка - ТУМ-боч-ка, можно получить музыкальный ритм игры на этническом барабане. Без заклинания и волшебной палочки, лишь взмахнув двумя руками.
Особый язык
Ася Маслова - мастер хендмейда, организатор и музыкант. Она играет на этнических барабанах уже четыре года. Все началось с того, что ей хотелось переключиться и попробовать что-то противоположное своему основному занятию.
- Я играла пару лет на ударной установке, потом попала на лекцию по ритму и заинтересовалась африканским джембе, - рассказывает Ася. - Для меня это стало абсолютно новым опытом, "переключателем" из привычной жизни и действенным инструментом по работе с внутренним состоянием.
Почувствуй ритм
Стучать на барабанах может любой человек. Ася считает, что это заложено в крови у каждого.
- Когда мы выступаем на улицах, к барабанам всегда подходят дети. Они без лишних объяснений знают, что и как нужно делать. Как раз это и доказывает, что извлекать из них звук может каждый, а чтобы играть, нужно обучаться. Так и я когда-то поставила себе цель - почувствовать ритм и начать импровизировать, играя на барабане, - делится Ася.
Самое трудное в обучении игре на джембе на первых этапах - выполнять действия и одновременно держать ритм. Это и специальная посадка, замах, баланс рук, звукоизвлечение, слышание себя и играющих рядом. Первое время людям трудно расслабиться, они напряжены и серьезны.
- Но постепенно эта многозадачность входит в привычку, и ты начинаешь получать огромное удовольствие от игры, - утверждает Ася. - Конечно, сложности есть до сих пор, я нахожусь в постоянном процессе обучения: развитие техники, улучшение мастерства.
Три барабана
Для развития культуры игры на этнической перкуссии Ася организовала Клуб анонимных ритмоголиков.
- Кто-то погружается с головой в ритм, кто-то поет, кто-то экспериментирует с предметами и ищет необычное звучание. А я улыбаюсь и смеюсь в ответ. Учусь "ориентироваться на местности", провожу небольшие ликбезы и играю вместе с каждым, - говорит Ася.
Она давно мечтала о встречах, где "немузыканты" могли бы играть на разных инструментах. Просто в удовольствие.
Кстати, в коллекции у Аси три барабана. Два из них фабричные, один - ручной работы с деревянным корпусом и мембраной из кожи африканской козы.
- Подобный музыкальный инструмент отличается от фабричных, у него особое, живое звучание. Он привередлив к изменению температуры и влажности, а фабричные - легкие, пластиковые, на них можно играть в любых погодных условиях, - рассказывает Ася.
Выступает она со всеми барабанами, ни один не лежит без дела. Ася организовывает джемы (небольшие импровизированные концерты) и мастер-классы. Недавно один из них прошел в библиотеке им. В. я. Шишкова.
- Люди хотят учиться игре на джембе. Они с интересом приходят на мастер-классы. Это всегда восторг и яркие эмоции. Мечтаю, что когда-нибудь мы с друзьями соберем свою этно-группу и будем творить еще больше, - добавляет Ася.
Войти в транс
Люди после мастер-классов выходят в приподнятом настроении. Так, Алексей Мансков, житель Барнаула, поделился своими чувствами:
- Раньше мне приходилось играть на этнических барабанах, но было это довольно давно. Ты подыгрываешь, чувствуешь ритм, испытываешь воодушевление, радость. Я ощутил себя первобытным человеком, опьяненным каким-то древним архетипическим ритмом.
А барнаулец Максим рассказал, что в этнических барабанах его привлекает то, что можно войти в транс.
- Это естественное для человека состояние, которое помогает привести мысли в порядок, сконцентрироваться и взбодриться. Каждый человек в него входит, пока едет в транспорте или слушает музыку, - добавил Максим.
Из кожи козы
Людям интересны этнические барабаны. Они приобретают их в барнаульских музыкальных магазинах или обращаются к мастерам для выполнения индивидуального заказа. Один из таких мастеров и музыкант по совместительству - Дмитрий Спирин.
- Я начал изготавливать этнические барабаны, потому что сам на них играю, мне было интересно попробовать, поэкспериментировать с различными формами, материалами, чтобы добиться оригинального звука и сделать инструмент под себя, - говорит Дмитрий. - Еще я провожу занятия для тех, кто хочет обучиться музыке, но не у каждого есть возможность купить барабан за 500-600 евро. Примерно такая цена у зарубежных мастеров.
Делает он их в основном из керамики и стеклопластика, совместно с керамистом. Для мембраны используется кожа южной козы.
В среднем цена за барабан достигает 10 тысяч рублей. Спрос на них растет, как и на изучение особенностей игры.
(фото из личного архива Аси Масловой)