Охота: одни это делают с уважением к зверю, другие же готовы истребить все
Охота - самое древнее занятие людей. И хоть сегодня не нужно добывать себе пропитание, преследуя диких животных и птиц, для многих мужчин она остается серьезным увлечением. Только одни это делают со всем уважением к зверю, другие же готовы истребить все, что движется.
Поединок на равных
Весной начинается сезон охоты на пернатую дичь. Рубцовский район входит в первую зону, где с 1 по 10 апреля можно было добывать гуся. Также в этой зоне находятся Змеиногорский, Локтевский, Поспелихинский, Романовский, Третьяковский и Шипуновский районы.
Следующая охота - с 27 апреля по 6 мая, когда разрешено добывать боровую дичь и селезней. Причем весеннюю охоту на последних разрешается проводить только с подсадной уткой из укрытий.
Настоящий охотник вступает с дичью в поединок, и у последней всегда есть шанс спастись: убежать от преследователя, обмануть его.
Но при встрече с браконьерами жертва практически обречена.
Без экзамена
В Рубцовске зарегистрировано 2182 владельца охотничьего билета. У них на руках 2473 ствола. В Рубцовском районе - еще 324 с 423 единицами оружия. Насколько высока их "квалификация", сказать трудно. Если раньше для получения охотничьего билета необходимо было сдать хотя бы небольшой экзамен на знание правил охоты, то сейчас и этого не требуется. Главное, чтобы умели с оружием обращаться и были благонадежными.
По словам ведущего специалиста отдела организации охотничьего хозяйства Управления охотничьего хозяйства Минприроды Алтайского края Александра Барковского, самый распространенный вид охоты - на утку в осенний период.
- Там как раз больше всего настоящих охотников, которые готовы часами выслеживать дичь и получать удовольствие не столько от добычи, сколько от самого процесса, - говорит он. - А вот зимой, когда разрешается отстрел копытных животных, вылезают горе-охотники на снегоходах.
Рожки да ножки
Охотиться с помощью мототехники запрещено, но для многих соблазн добыть косулю настолько велик, что не останавливают ни страх попасться инспектору, ни нормы морали. Есть и такие, кто просто хочет показать крутизну через новенький снегоход или нарезное оружие. Охотники со стажем и без особых претензий, как правило, выходят с гладкостволками.
Сколько раз охотинспекторы находили рожки да ножки, от которых уходил вдаль след от мототехники! А по оставшейся шкуре разве определишь, законно отстрелили животное или нет?
В большинстве охотхозяйств имеются договоры, в которых охотник обязан указать, где он будет стеречь добычу. Затем ему нужно отчитаться о результатах. Так должно быть, но не всегда соблюдается. За нарушение правил охоты назначается штраф. В 2020 году был составлен 21 административный протокол, в этом пока четыре. Согласно Административному кодексу штраф составляет от 500 до 4000 рублей. Кроме того, если животное добыто браконьерским способом, рассчитывается нанесенный ущерб, а там уже цифры внушительнее. За лося, например, он достигает миллиона рублей.
Урок впрок
Самым показательным примером нарушения правил охоты стал, пожалуй, эпизод с рысью, которую зимой жители Рубцовска на снегоходе загнали на дерево. Сняли ролик, разместили его в соцсетях. Позабавились. А потом один из авторов видео был неприятно удивлен приглашением в полицию.
Охотинспектор и егерь охотхозяйства изучили ролик, нашли место, где гонялись за животным. Установили, что, когда люди оставили рысь в покое, она слезла с дерева и ушла в лес. Казалось бы, в чем криминал? Ведь человек не стрелял в нее.
- Но охота - это выслеживание и преследование зверя, а не только добыча, - поясняет Александр Барковский. - Рубцовчанин с такой формулировкой не согласился. Дело рассматривалось в суде.
На днях вынесено решение о штрафе. Вдобавок фото-охотник получил урок на всю жизнь.
Бывает, что и охотничий билет есть, и разрешение на руках, а люди пускают в ход хитрость. Берут, к примеру, разрешение на ондатру, а идут по следу косули. Александр Павлович остановил однажды такого в поле, когда тому надо бы находиться у реки. Тот божится, что ни о чем, кроме водной крысы, не помышлял, а у самого глаза бегают...
Зоркий глаз
На самом деле отследить все случаи незаконной охоты невероятно трудно. Начнем с того, что Барковский - единственный государственный охотинспектор на несколько территорий. В зоне его ответственности Рубцовский, Егорьевский, Новичихинский и Волчихинский районы, без малого полтора миллиона гектаров. Не всегда есть возможность отреагировать оперативно.
Александр Павлович рассказал, как однажды ночью ему позвонили из села Ракиты, что в 40 км от Рубцовска, мол, стреляют в лесу. Только пока доедешь, в темноте точно никого и ничего не найдешь. А вот будь егеря непосредственно на местах, толку было бы больше.
- У нас сейчас есть и техника, и бензин, - продолжает инспектор. - Но надо увеличивать число сотрудников по охране животного мира. Очень хочется иметь в своем арсенале квадрокоптеры, это сильно подействовало бы на потенциальных браконьеров. Удобно с высоты обозревать, кто и где охотится. Пока же приходится вычислять, по какой дороге будут возвращаться охотники, чтобы проверить, все ли в порядке.
Справедливости ради надо отметить, что случаев браконьерства поубавилось. С одной стороны, есть страх, ведь повторное нарушение влечет лишение оружия, а восстановить право его ношения очень хлопотно. С другой - приносит плоды профилактическая работа. Постоянно проводятся рейды с участием егерей и добровольных помощников.
- Чем чаще нас видят в лесу, в полях, на водоемах, тем лучше понимают ответственность, - считает Александр Барковский. - А мы сами определяем, какие места отрабатывать.
Те, кто не мыслит своей жизни без выслеживания дичи, отводят душу во время сезонов охоты. Главное, почувствовав азарт, не забывать о благородстве. И, может быть, заглянув в глаза добыче, отпустить ее на волю.
Фото из архива Александра Барковского