Как жителям Алтайского края удается построить на заготовке папоротника прибыльный бизнес
Папоротник, в изобилии растущий в некоторых районах Алтайского края, жители региона считают экзотическим продуктом и редко употребляют в пищу. Хотя в азиатских странах его ростки ценят как деликатес. Собирать растение непросто, и делать это можно только три недели в году - с середины мая до начала июня. Но предприимчивым людям удается построить на заготовке папоротника прибыльный бизнес.
20 дней на сборы
Когда источник твоего заработка за две недели теряет свои свойства, превращаясь из сочного ростка в сухой несъедобный стебель, собирать его нужно с утроенной силой. Самостоятельно запастись продуктом на год вперед невозможно, поэтому приходится обращаться за помощью.
- Когда сезон начинается, мы задействуем максимум ресурсов, - рассказывает предприниматель из Троицкого района Юрий Лактионов, директор ООО "Заготовитель". - Какую-то часть от необходимых объемов собираем сами, какую-то сдают местные жители. Также приобретаем растения у предпринимателей из соседних районов, которые организовали сбор в своих населенных пунктах. Любой желающий может заработать, но время ограничено.
После того как побег сорвали, действовать нужно не менее оперативно. В течение трех часов его нужно засолить, иначе растение засохнет и вряд ли кому-то придется по вкусу. Папоротник консервируют в 25-процентном растворе соли, в таком состоянии он может храниться до трех лет.
- Используем обычную крупную соль, которую закупаем в Иркутске. Раньше считалось, что для консервации подходит и бурлинская соль, но она озерная, грязная, в ней много примесей песка, - объясняет Лактионов. - Нам и без этого папоротник приходится тщательно промывать, а если этого не сделать, то вкус продукта будет сильно отличаться. Много тонкостей, но мы их все соблюдаем. Два года назад купили здание бывшего АТП, обустроили цех, создав в нем все необходимые для работы условия, это позволяет нам выпускать продукт высшего сорта.
После консервации следуют не менее важные процессы - промывка и резка. В недавно открытом цехе перерабатывается папоротник не только из личных запасов, но и поставленный от других фирм, которые заключили с "Заготовителем" договоры комиссии. Заканчивается все фасовкой.
- Весь промытый и порезанный в течение дня папоротник мы выкладываем на стол: нужно убедиться, что все растения здоровы. Смотрим, чтобы случайно не попали мусор или грязь. Потом сортируем ростки по длине - для высшего сорта она должна быть 32 сантиметра, - поясняет технолог предприятия Елена Зипа. - Если все нормально - упаковываем. И так до следующего урожая.
Нашим не по вкусу
Заготовкой папоротника Юрий Лактионов начал заниматься с 2012 года. Первые сезоны удавалось собирать до 15 тонн продукта, сейчас объемы выросли до 200 тонн. Еще около 100 тонн привозят партнеры, которым "Заготовитель" оказывает услуги по резке.
- Мы не ищем рынки сбыта в России. Япония дает необходимые объемы, дает авансирование. В России папоротник высокого качества не востребован, потому что он на 30-40% дороже, - уверен предприниматель.
По словам Лактионова, за границу отгружается лучший товар, а в России остается второй сорт или некондиция.
- Бывает, в общепите купишь салат, а там от папоротника одно название. Палки в зубах застревают, разжевать невозможно. Переломить эту ситуацию практически невозможно. Пока россияне не будут зарабатывать хотя бы по 500 долларов, так и будут палки есть, - считает директор ООО "Заготовитель".
Пограничное состояние
Бизнес по заготовке папоротника потому и прижился в России, что сегодня наши предприниматели из-за дешевой рабочей силы могут предложить более выгодные условия сотрудничества. Условный житель Китая за наши зарплаты мыть и резать ростки не станет. Выгоднее оказалось импортировать готовый продукт из России.
- Мы цену тоже постепенно поднимаем, чтобы в том числе и зарплаты увеличивать. Но и затраты растут. По крайней мере, пока китайцы сами не хотят заниматься заготовкой. И наверное, нескоро захотят, потому что мы делаем это гораздо дешевле, - объясняет бизнесмен.
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в объемы сбыта предприятия. В прошлом году в Японии попросили владельцев ресторанов приостановить свою деятельность. Те, кто соглашался, получали пособия. Из-за этого потребление папоротника в первой половине года заметно снизилось.
- Прибыль упала на 30%, для нас это много. Сейчас поступают новости, что в январе в Стране восходящего солнца опять начала расти заболеваемость. Есть вероятность, что спрос опять упадет. В начале прошлого года у нас уже был план работ, мы знали, какие объемы нам нужны. Сейчас контракты не заключаются, все ждут, как ситуация обернется через несколько месяцев. Поэтому первые договоры на поставку будем подписывать только в марте.
К этому моменту надо подготовиться, хотя мы уже сейчас понимаем, что объемы будут снижены, - констатирует Лактионов.
Предприниматель добавил, что из-за пандемии на предприятии начался кризис перепроизводства. Поэтому сейчас он выбрал выжидающую позицию, чтобы не усугубить положение.
- Перепроизводство, за которым следует снижение цены, для нас недопустимо. Благо, что еще есть время до сезона сбора. Надеюсь, к тому моменту обстановка хотя бы немного устаканится, - резюмировал бизнесмен.