Новости и события » Политика » Виктор Томенко: «Я не имею права обижаться на людей»

Виктор Томенко: «Я не имею права обижаться на людей»

Виктор Томенко: «Я не имею права обижаться на людей»

На прошлой неделе губернатор Алтайского края Виктор Томенко встретился с журналистами краевых средств массовой информации. Глава региона рассказал о принимаемых мерах по борьбе с коронавирусной инфекцией, масштабах пандемии, кадровом обеспечении системы здравоохранения, наличии лекарств в аптеках и многом другом.

Осторожный оптимизм

- Виктор Петрович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с коронавирусом в Алтайском крае?

- Со второй декады сентября начался резкий подъем заболеваемости, значительно увеличилось количество жителей, которые обращаются в медучреждения, и тех, у кого подтверждается COVID-19. Сегодня мы заканчиваем восьмую неделю эпидподъема, оценить ее можно как очень сложное прохождение второй волны, которая отягощается эпидподъемом по ОРВИ и гриппу. По масштабу вторая волна превосходила возможности системы здравоохранения нашего края. Поэтому систему мы перестраивали прямо на ходу, чтобы справиться с этой ситуацией. Это непросто, потому что возможности алтайской медицины не безграничны. Мы приняли решение по ограничению плановой медицинской помощи.

В конце сентября - начале октября была ситуация максимального несоответствия наших мощностей и потребности. По состоянию на 1 сентября в ковидных госпиталях на лечении находилось примерно 1100 человек, а сейчас - более 5 тысяч. В основном в медучреждениях лежат с тяжелыми случаями вирусной пневмонии. Если сравнивать ситуацию, то перед второй волной пандемии у нас было развернуто 2100 коек, сегодня - более 5600. И мы стараемся эти мощности увеличивать.

- Какие прогнозы?

- На последнем заседании оперативного штаба мы пришли к выводу, что за последнюю неделю наблюдаются слабые черты стабилизации ситуации. Да, цифры остаются на высоком уровне, тем не менее показатели по количеству заболевших ОРВИ снижаются. Стабилизируется и количество выявляемых пневмоний, значительно меньше стало обращений в скорую помощь.

Наиболее сложная ситуация складывалась в Барнаульской зоне, где в минувшие годы за медицинской помощью ежедневно поступало в среднем около 800 обращений в сутки, в период подъема ОРВИ - 1100. В этом году в сентябре-октябре пики достигали 2500 вызовов. А сейчас - 1300. Скорая помощь отрабатывает все звонки. Это говорит о том, что были приняты правильные решения.

- Будут ли приняты какие-то еще организационные решения в связи со сложившейся ситуацией?

- На данный момент уже 30 учреждений в крае переформатировано под ковидные госпитали. На сегодняшний день коечный фонд в них заполнен на 90%, поэтому необходимо открывать новые. Мы хотим добиться того, чтобы был запас, соответственно, будем задействовать еще какой-то объем коечного фонда, создавать койки в немедицинских объектах, делая их частью существующих медицинских мощностей.

О спросе и запасе лекарств

- Как власти решают проблему дефицита лекарств? Понятно, что на частные сети никакого воздействия правительство оказать не может, тем не менее министр здравоохранения обещал, что положение дел существенно улучшится.

- Действительно, такая проблема существует. Ситуация с лекарственным обеспечением делится на две части. Лекарства для лечения больных ковидом в стационаре или в стационаре на дому (где долечиваются те, кто заболел вирусной пневмонией) покупают за счет государства. В учреждениях здравоохранения достаточный запас основных препаратов на нынешний уровень заболеваемости. Параллельно проходят закупки новых партий препаратов. Ситуацию удается держать под контролем.

Что касается аптечной сети, то надо понимать, что прямых рычагов влияния на частные организации ни у государственной, ни у муниципальной власти нет. Но взаимодействие налажено. Мы знаем, чем живут аптеки. Наша государственная сеть "Аптеки Алтая" занимает только 3-5% объема рынка, и существенно повлиять на ситуацию через эту структуру невозможно. Там есть небольшой запас пользующихся сегодня спросом препаратов для пациентов, которые выходят из стационаров и требуют долечивания. В целом по сети аптек напряженность остается, хотя в сентябре-октябре были самые сложные недели.

Ажиотажный спрос привел к тому, что лекарства просто смели с полок. Там, где аптеки могли нарастить объемы закупок препаратов и, соответственно, продажи, они это сделали. Закупка и сбыт тех самых лекарств, на которые особенный спрос, увеличились примерно в три-четыре раза! Но даже такое увеличение не приводит к насыщению рынка. То есть появившиеся препараты уходят под заказ, доставку, а те, которые появляются на прилавках, исчезают если не в первые два часа, то в первой половине дня.

Я, как губернатор края, обратился в федеральное правительство, к полномочному представителю президента в СФО, в Минпромторг и Минздрав с этой проблемой и попросил самые разные варианты помощи, чтобы насытить рынок. Также вышел напрямую на руководителей и владельцев наших крупнейших дистрибьюторов. Как результат, увеличение объемов сбыта. Но ажиотажный спрос - интересная вещь... Выставляешь новую партию - сметают, удвоенный объем - сметают, по удвоенной цене - все равно сметают.

То есть состояние напряженности, страх приводят к тому, что появляется дефицит. Но практика показывает, что пусть не в первой аптеке, но... набор лекарств для лечения коронавируса, ОРВИ или гриппа приобрести можно. Тем не менее ситуация продолжает оставаться тяжелой, и мы постоянно находимся в диалоге со всеми оптовиками и различными ведомствами.

- Надавить на поставщиков как-то можно?

- Это же не отдельно и локально сложившаяся ситуация в Алтайском крае, то же самое произошло по всей стране - все ринулись к производителям и поставщикам. После нашего обращения в правительство региону уже выделили 87 млн рублей - на то, чтобы обеспечивать за счет государства препаратами для лечения ковида и тех, кто лечится амбулаторно, на дому. Деньги пришли, но мы опять столкнулись с дефицитом лекарств у потенциальных поставщиков. Конкурс объявили, а на него никто не вышел. Заявилась только одна компания со сроками поставки в двадцатых числах ноября. Сейчас занимаемся тем, чтобы законтрактовать хотя бы эти объемы и начать доводить лекарства до людей, которые заболели и проходят лечение. Весь курс лечения на человека обойдется примерно в 8 тысяч рублей.

Задействованы все резервы

- Есть еще две проблемы - нехватка медиков и перегруженные лаборатории, которые не справляются с количеством тестов. Как-то удается сдвинуть ситуацию с места?

- Все очень не просто. Медицинских работников у нас ровно столько, сколько есть. В Алтайском крае сегодня задействованы все возможности медицины. К работе привлечены медработники государственных и частных учреждений здравоохранения, федеральных медицинских центров, а также студенты медицинского вуза и колледжей. То, что мы перешли на особый порядок оказания медицинской помощи, позволило высвободить ряд специалистов и посадить их на первичный прием, на обход больных. Некоторые пошли на работу в ковидный госпиталь. Студенты-медики сегодня работают как волонтерами, так и в рамках прохождения практики. У нас задействованы более 600 студентов АГМУ, ординаторы, более ста человек работают в "красной" зоне. Многие - на приеме. Суммарно более 1200 человек дополнительно мы привлекли в систему здравоохранения.

Что касается тестов, то их на 1 сентября мы ежедневно проводили примерно 2,5 тысячи, а сегодня это 6,5-7 тысяч в сутки. То есть в этом смысле работа была проведена и за счет увеличения мощностей, и за счет вовлечения частных организаций. В начале лета у нас было всего четыре ПЦР-лаборатории. Сегодня их 12, четыре из них частные. Они находятся по всему краю. Работа в этом направлении продолжается. Алтайскому краю выделены средства из федерального бюджета для дальнейшего наращивания объемов тестирования.

Разорвать цепочки

- Детей отправили на дополнительную неделю каникул. Какой логикой руководствовались краевые власти, принимая такое решение?

- Болеющих ОРВИ школьников сегодня в три раза меньше, чем до ухода на каникулы. По коронавирусу заболеваемость исчисляется десятками. Две недели каникул позволили разорвать цепочки передачи заболевания, учителя могли поправить свое здоровье. Дополнительная неделя важна, чтобы закрепить эти положительные тенденции.

Мы прекрасно понимаем, что это плохо сказывается на образовании, но приходится на чашу весов положить жизни и здоровье людей и сбои в системе образования наших школьников. К сожалению, надо выбирать. С точки зрения развития эпидемиологической ситуации это крайне важно, поэтому всем нам придется немного потерпеть.

- Вирус добрался до самых отдаленных районов края. Как планируете решать вопрос оказания медпомощи в отдаленных сельских территориях, где и до пандемии не хватало специалистов?

- В сельской местности, как известно, своя специфика оказания медицинской помощи. С серьезными заболеваниями люди все равно направляются в райцентры или межрайонные центры. Поликлиники перестроили свою работу, чтобы маршрутизировать потоки. Тридцать госпиталей, которые сегодня созданы, принимают и жителей отдаленных территорий. Районы закреплены за крупными мощностями, которые есть, и я могу с уверенностью сказать, что без помощи люди не останутся.

Об ужесточении мер

- Виктор Петрович, при каких обстоятельствах вы будете рассматривать возможность введения карантина?

- Мы видим, как тяжело воспринимаются ограничения. Если наши расчеты верны, то, в принципе, нет необходимости вводить еще более жесткие меры. Мы и без того работаем в напряженном режиме. И та обеспокоенность в обществе, которая есть, она во многом объясняется не только общей картиной заболеваемости, переживаниями за родственников, но и из-за изменения привычного уклада жизни. Ситуация предельно накалена, периодически мы видим срывы. Поэтому сегодня все, кто способен держать себя в руках и влиять на окружение, должны демонстрировать спокойствие и убежденность в том, что мы все сложности преодолеем.

- То есть локдауна не будет?

- Мы ведь не отдельная страна, не можем закрыть границы, контакты. Самолеты продолжают летать. На майские праздники мы увидели, что есть огромное количество связей между жителями Алтайского края и Новосибирской области, а также Республики Алтай. Разделение этих потоков - очень болезненный процесс. Если говорить о локдауне, то это решение должно быть общенациональным, иначе он не имеет смысла.

Речь о другом. Если мы будем дисциплинированно, ответственно относиться к принимаемым мерам, то все наладится. Надо понимать, что с пандемией и коронавирусом борются не власти, а весь народ. Это задача всей популяции. Если подавляющее большинство прониклось идеей и понимает, что все делается не для того, чтобы кому-то надеть намордник, кого-то поставить в стойло или чипировать, а чтобы преодолеть ситуацию до момента появления вакцины. Иначе мы будем периодически подвергаться этим волнам. Мы точно даже не знаем, будет ли третья волна. Поэтому надо действовать исходя из имеющегося опыта и того, чем располагает медицина, эпидемиологическая наука.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх