Комбинат школьного питания в Бийске может закрыться из-за многолетних убытков и последствий ковида
С апреля 2020 года более 140 работников бийского комбината школьного питания «Маяк» не получают зарплату. При этом нет никаких гарантий, что выплаты когда-то будут произведены. Как рассказала директор комбината Елена Рындина в интервью «Бийскому рабочему», с начала пандемии коронавируса предприятие ушло в простой и в отличие от своих коллег не смогло рассчитывать на выплату субсидий работникам пострадавших сфер бизнеса, поскольку полностью принадлежит муниципалитету. В связи с этим «Маяк» может прекратить свою деятельность.
По словам директора, комбинат школьного питания не работает с 20 марта - сначала школы ушли на каникулы, а затем все предприятия общепита закрыли из-за коронавируса. «У нас были уже закуплены продукты на четвертую четверть. В итоге сгнило 6,5 тонн картошки. Были и другие продукты. Всего потерь - примерно на 200 тысяч рублей. Зарабатывать стало не на чем, школы перешли на дистанционный режим работы, столовые были закрыты. Так что с апреля мы не видим зарплаты. Пошел пятый месяц», - поделилась Елена Рындина.
Она рассказала, что поначалу «Маяк» рассчитывал на субсидии, которые выплачивались сотрудникам пострадавших отраслей, но оказалось, что бийский комбинат не подходит под те критерии, по которым они начисляются. «Если бы у нас доля участия муниципалитета в составе учредителей была ниже 40 %, мы бы тоже получили эти субсидии. Но поскольку у нас 100-процентная доля муниципалитета как учредителя, то нас не относят к объектам малого или среднего бизнеса, помощь которому и идет со стороны государства», - пояснила директор. При этом мэрия в помощи им тоже отказала, заявив, что предприятие может самостоятельно обратиться в банки за кредитом на выплату зарплаты под 2 % годовых.
Однако и это не помогло. «Сначала обратились в один банк, в котором обслуживаемся. Там долго рассматривали нашу заявку. Это понятно, все-таки кредитование на зарплату было для всех новшеством. Пакет прилагаемых документов - огромный. Дело затянулось, а люди меж тем ждали, когда им заплатят. Мне ничего не оставалось, кроме как успокаивать сотрудников и обещать, что деньги будут вот-вот: если не на этой неделе, то на следующей. Но в итоге из банка пришел отказ с пояснением - предприятие было убыточным и до введения ограничений из-за коронавируса. Обратились в другой банк. Там нам тоже отказали. В третьем - та же история», - рассказала Елена Рындина.
Из интервью стало ясно, что комбинат, оказывается, работает в убыток уже 17 лет - с 2003 года. За все это время небольшую прибыль удалось получить только в 2017 году, но она пошла на выплату старых долгов. Как пояснила директор, это якобы особенность сферы школьного питания - «большую наценку накрутить не могут, и поэтому всегда живут впритык». Как в таком случае работают другие подобные организации в крае, в том числе частные, не вполне ясно.
По словам Рындиной, на сегодняшний день задолженность по зарплате перед сотрудниками составляет 6 млн рублей. При этом еще за июль будет начислено около 1,7 млн, и к концу августа долг вырастет до 10 млн рублей. Тем временем большая часть административно-управленческого персонала уже уволились. 14 августа в администрации Бийска должны собрать комиссию, и учредители будут принимать решение по данному предприятию, но никаких гарантий это «Маяку» не дает.
При этом на обслуживании у «Маяка» сейчас три детских сада. Контракт с ними истекает 31 августа, после чего учреждения перейдут на самопитание. То есть их администрация будет привлекать людей на работу в штат. «Пока на их кухнях работают наши сотрудники, шесть человек. Сейчас я лично на собственном транспорте езжу, закупаю продукты, отвожу им. Готовят еду там, на местах. И заметьте, эти люди работают, она даже не на самоизоляции - красивое какое слово. И эти шесть человек точно также, как и остальные, не получают зарплату», - рассказала директор комбината.
Что же касается новых контрактов на обслуживание школ с 1 сентября, для «Маяка» эта опция недоступна. «Мы на конкурс уже не можем заявиться - нам просто нечем обеспечить контракт. Даже не на что закупить сырье. А в рамках муниципального контракта мы сначала оказываем услугу - то есть обеспечиваем питанием школьников, только потом, в конце месяца, выставляем счета и еще только через 30 дней город оплачиваем нам оказанные услуги», - пояснила Рындина. Таким образом, 22 школьных столовых, которые обслуживал данный комбинат, могут перейти к их конкурентам, у которых ситуация обстоит несколько лучше. Хотя неизвестно, хватит ли тем мощностей и кадров на все школы.
Стоит отметить, что эта ситуация в целом вскрывает целый ряд проблем. Среди прочих - проблема безработицы. Как рапортуют власти, она уже выросла в два раза в сравнении с тем же периодом прошлого года. Однако из пояснения Рындиной становится ясно, что это лишь вершина айсберга: во многих организациях люди могут числиться формально трудоустроенными, однако не работать и не получать зарплату. Добавим также, что ситуация с такой длительной задержкой должна стать основанием для прокурорской проверки и, вероятно, возбуждения уголовного дела.