Новости и события » Экономика » Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Как ведется работа с объектами культурного наследия? Чем вообще занимается Алтайохранкультура, и что для памятника архитектуры может сделать обычный гражданин? Об этом рассказали представители ведомства Ксения Рябцева и Елена Кабанова.

Как проверяют объекты и почему долго

План проверок составляют ежегодно и согласовывают с прокуратурой. Есть еще контрольные мероприятия - они нужны, чтобы определить перечень работ по сохранению объекта. Их проводят раз в пять лет.

Обычно на место выезжают архитекторы и инженеры, когда ситуация требует, в процесс включаются юристы. Как правило, два человека, но бывает, один или трое. Они могут уже во время осмотра определить дефекты, дать советы по реставрации и разъяснить требования законодательства. А по итогам сформируют план работ по сохранению памятника, который направят собственнику.

"Есть режимные объекты, на которые ограничен доступ, есть заброшенные. По всем мы проводим работу. Были случаи, когда наших сотрудников не пускала на территорию частная охрана. Чуть не разбили фотоаппарат, угрожали оружием. Пришлось вызывать полицию", - рассказывает замначальника ведомства Ксения Рябцева.

Начинают обследование с подвала. Если его нет, лезут в погреб. Обходят все здание, оценивая внутренний и внешний облик. Главное, смотрят на предмет охраны - его составляют те самые элементы, которые придают ценность памятнику архитектуры. Где-то это просто фасад, где-то - внутренние интерьеры. Специалисты поднимаются на крышу, проверяют, как "поживает" стропильная система - вдруг начала подгнивать.

После проверки оформляют акт технического состояния и выдают собственнику предписание, чтобы он добровольно провел работы по сохранению объекта или исправил сделанное. Ему устанавливают срок, который может достигать пяти лет. Если хозяин не реагирует, дело доходит до принудительных мер. Самая крайняя из них - суд.

Справка. В 2019 году управление провело 614 проверок, в 2018-м - 140, в 2017-м - 40 (ведомство было основано в начале января 2017 года). Всего в регионе 4469 объектов. Половина из них - археологические, половина - истории и архитектуры.

Что требуют от собственника

По закону за техническим состоянием объекта следит владелец памятника. Однако, работы от проекта до производства должны выполнять специалисты, аттестованные Минкультуры РФ и получившие лицензию на эту деятельность. Дом должны детально обследовать инженеры, которые делают шурфы (ямы для проверки прочности фундамента). Строение изучает реставратор, и, наконец, разрабатывается проект.

"Есть один деревянный дом, за которым мы тоже следим. Там жильцы лет десять-пятнадцать назад сделали канализацию "по-своему". Здание начало отклоняться от вертикали, фундамент стал проседать. А при правильном подходе оно еще лет 50 простояло бы", - говорит начальник отдела учета и популяризации объектов культурного наследия Алтайохранкультуры Елена Кабанова.

Владельцем памятника архитектуры быть непросто. Хорошо, если это неравнодушный к истории предприниматель с тонким чувством вкуса. Но таких немного.

"Я недавно встречалась с собственником бывшей фармфабрики в Барнауле (музей "Горная аптека", - прим. ред.), - вспомнила Елена Геннадьевна. - Несмотря на активную работу по привлечению турпотоков, он сказал, что реставрация (здание открыто в 2012 году) пока не окупилась, но, по его мнению, не все в этом мире оценивается в деньгах. Человеку просто приятно быть в этом здании, и важно осознание выполненной им работы по сохранению. Так что проблема иногда не в наследии, а в наследниках".

Ул. Ползунова, 42, музей "Горная аптека"

Если объект находится в федеральной собственности, реставрацию можно провести в рамках федеральной программы "Развитие культуры и туризма", сейчас как раз Минкультуры РФ проводит отбор заявок на следующий год.

Что если памятник архитектуры вот-вот рухнет

Для аварийного жилья есть федеральная программа о сносе и реконструкции. Тут главное - не упасть в обморок от слова "снос". Такая мера коснется только зданий, не являющихся объектами культурного наследия. Однако это слово смущает многих. Из-за него и жильцы, и местные власти в Бийске, Камне-на-Оби, Барнауле, бывает, отказываются вносить в программу памятники архитектуры.

Вот какая судьба на самом деле ждет ветхое историческое здание, попавшее в программу со страшным словом в названии.

  • Сначала жильцы обращаются в межведомственную комиссию при комитете по ЖКХ. Дом изучают архитекторы и инженеры, которые признают его аварийным и непригодным для проживания. Людей расселяют по соответствующей федеральной или муниципальной программе. Здание переводят в категорию нежилых и делают муниципальной собственностью.
  • Затем объект продают с обременением, и новый собственник, а по сути инвестор, обязан будет восстановить его в течение семи лет. К примеру, с торгов реализуют деревянный домик с балкончиком и красивым срезанным углом на ул. Пушкина, 45, у пересечения с пр. Социалистическим в краевой столице. Либо за ремонт берется сам муниципалитет.

Ул. Пушкина, 45, жилой дом начала ХХ века

  • Если здание в неудовлетворительном техническом состоянии, его продают за рубль, как в случае с бывшим универмагом "Сухов и сыновья" на ул. Мало-Тобольской, 36. Предполагается, что такая цена быстрее привлечет внимание предпринимателей, ведь сэкономленные средства можно вложить в реставрацию. Но не все так просто. Для земли законодательство такой возможности пока не предусматривает. Поэтому участок, на котором стоит бывший универмаг, оценили в миллионы рублей (начальная цена составила 20 млн, в процессе торгов она может увеличиться).

Ул. Мало-Тобольская, 36, бывший универмаг Торгового дома "Д. Н. Сухов и сыновья"

"Мы понимаем, что у нас более 300 объектов а Барнауле, а 300 музеев мы не сделаем, как и 300 библиотек. Ни городского, ни краевого бюджетов нам не хватит, - считает Елена Кабанова. - Мы недавно встречались с представителями администрации и говорили, что нас беспокоит состояние улиц Анатолия и Интернациональная. У города тоже есть планы по их благоустройству. Возможно, будут приняты решения по расселению и ремонту".

О проблемах с памятниками архитектуры может сообщить каждый

Проверки, действительно, проводятся по заранее установленному плану. Но могут быть исключения. Представители надзорного органа заверили, что всегда готовы принимать обращения жителей, потому как уследить за всеми объектами сложно.

Можно написать в раздел "Общественная приемная" на сайте ведомства, выслать письмо на электронный адрес [email protected] или набрать номер (3852) 50-62-96. Расскажите о разрушении памятника архитектуры или его вопиющей перестройке.

"Бывает, выходили на объект неоднократно, и вдруг на нем начали проводить несанкционированный ремонт. Если нам никто не сообщит, мы можем про это и не узнать", - говорит Ксения Рябцева.

Правда, скорее всего, придется написать официальное обращение. Это нужно для того, чтобы согласовать проверку с прокуратурой. Без ее разрешения эксперты не смогут легально проверить объект, ведь их просто не пустят хозяева.

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае

Разбор. Что делают с памятниками архитектуры в Алтайском крае


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх