Новости и события » Культура » Как прошла на Алтае первая выставка после снижения ограничений

Как прошла на Алтае первая выставка после снижения ограничений

Как прошла на Алтае первая выставка после снижения ограничений

В конце прошлой недели в Барнауле открылась первая краевая выставка после частичной отмены ограничений.

Экспозиция в Выставочном зале музея "Город" посвящена 75-летию Великой Победы и должна была открыться еще 7 мая, но художники рады и тому, что ее в нынешних условиях в принципе удалось провести. Участники (порядка ста человек со всего края) представили более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также плакаты. Торжественного открытия по понятным причинам не проводили, но многие авторы и их друзья пришли увидеть друг друга после большого перерыва и оценить получившуюся экспозицию.

Привлечь всех

А получилась она разношерстной, несмотря на четко обозначенную тему, и тому есть простое объяснение: в зале представлены далеко не только свежие работы членов краевой организации Союза художников России на военную тему, написанные специально к дате.

- Союз художников хотел привлечь к участию всех заинтересованных людей. Мы обратились в Новоалтайское художественное училище, и нам предоставили лучшие дипломные работы студентов прошлых лет, - говорит председатель правления краевой организации СХР Дмитрий Петренко. - Кроме того, здесь можно видеть восемь работ победителей конкурса плаката, который проводил Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ, а к нему присоединились студенты института культуры. А самая драгоценная часть экспозиции - произведения наших ветеранов, за которыми мы обращались к их родственникам.

К работам самодеятельных авторов, не являющихся членами союза, по словам Петренко, во время отбора подходили особенно строго. В зале их все равно много, и некоторым опрошенным нами зрителям показалось, что они несколько размывают общий (достаточно высокий) уровень экспозиции. Однако привлечение этих авторов к участию - давняя и осознанная практика местного Союза художников.

А меньше всего вопросов к правой части зала, в которой собраны произведения фронтовиков и художников, заставших войну подростками и тяжело работавших в тылу. Многие из них в послевоенные годы получили образцовое академическое образование, и эта выставка дает возможность полюбоваться хорошей живописной и графической школой - работами Глеба Белышева, Михаила Викулина, Виктора Зотеева, Михаила Будкеева, Майи Ковешниковой, Федора Филонова, Алексея Югаткина, Альфреда Фризена.

"Тема идет от души"

Есть ощущение, что современные авторы в теме войны апеллируют к давно сложившейся образной системе. Выбиваются из этого ряда в основном те художники, которые выбиваются всегда: Лариса Пастушкова, Евгений Скурихин, Петр Кудинов, Егор Бралгин и другие, - знатоки местного искусства без труда продолжат этот список.

Керамист и график Евгений Скурихин представил неожиданную работу "Радуга-война", обыгрывающую георгиевскую ленту. "Под этой работой есть еще три других, - признался нам художник. - Мне долго не нравилось то, что я делал, и вдруг как-то стихийно пришла такая символичная тема. Я старался ее потактичнее преподнести. Все подходят к ней по-разному, и слава богу, что она еще трогает даже молодых художников. Я не думаю, что это какой-то идеологический марафон, в большей степени это идет от души, от памяти, в том числе переходящей...

В своем нежном, изящном графическом стиле подошла к теме Инга Бутина:

- Есть такой сериал "Пять минут тишины", и я отталкивалась от идеи короткого перерыва в военных действиях, когда у человека оставались какие-то пять минут, чтобы насладиться жизнью. А верхняя часть - это вообще детская книжная графика, очень интересная для меня тема. Моей любимой детской книжкой была "Партизанка Лара" - там описываются белорусские места. А дети в той войне сыграли огромную роль! И тоже, несмотря на пережитые ужасы, вспоминали потом маленькие крохи детства и счастья.

Что объединяет

Давно замечено, что портреты коллег-художников почти всегда получаются удачными, особенно если автора и модель связывает долгая дружба. Свежий пример - "Портрет народного художника, ветерана войны М.Я. Будкеева" Владимира Максименко. На этом полотне известный живописец, ушедший из жизни в конце 2019 года, вписан в свой собственный узнаваемый пейзаж. "Кто хочет, пусть думает, что он гуляет по старому Барнаулу, а кто знает, что у него есть такая работа, поймет, что он изображен на фоне собственной картины", - улыбается Максименко.

Художник сделал эскиз еще прошлой весной, но показать его Будкееву не успел.

- Мы с Михаилом Яковлевичем много лет дружили, он мне давал рекомендацию на вступление в союз. Будучи соседями по мастерской, часто ходили друг к другу в гости, а после выставок я иногда помогал таскать его тяжелючие работы на шестой этаж... Это был жизнерадостный, очень творческий и интересный человек. И это, на мой взгляд, одна из самых удачных моих работ, может быть, самая.

- Когда был выставком (отбор работ. - Прим. ред.), мы встретились, как будто перерыв был дольше, чем три месяца, - говорит Дмитрий Петренко. - Все соскучились друг по другу, по выставкам, просто по той атмосфере, когда мы собираемся, чтобы перекинуться парой слов и увидеть работы коллег. В этом есть нечто, что объединяет нашу организацию.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх