В эфир вышел «Триггер». О чем он?
На Первом канале по вечерам идет "Триггер" - спорный сериал о психотерапии от компании Александра Цекало "Среда", удостоившийся обсуждения (и осуждения) в Интернете.
Отчасти это вполне традиционный российский продукт с традиционными проблемами. Но есть в нем нечто, заставляющее продолжать смотреть, и вовсе не ради убийства времени. В главной роли психолога с психологическими сложностями - актер Максим Матвеев.
В психологии триггер (от английского "спусковой крючок") - это, грубо говоря, событие, вызывающее у человека яркие воспоминания о травматическом опыте. Так вот, метод сериального психолога Артема Стрелецкого состоит в том, чтобы заставить пациентов заново пережить и тем самым изжить травму, о которой хотелось бы забыть. Его рекламным слоганом могло бы стать "Избавление от проблем за пару сеансов".
С главным героем мы знакомимся, когда он выходит по УДО из колонии, где отсидел из-за самоубийства пациента, и прохладным весенним днем в кожаной куртке и спортивных шортах отправляется на свободу. Сильно похудевший для роли и коротко остриженный Максим Матвеев, один из главных красавцев нашего кино, в некоторых ракурсах стал неуловимо похож на скандального художника-акциониста Павленского, знаменитого довольно дикими выходками. Но эта неожиданная ассоциация только на пользу его персонажу, от которого прямо веет неуравновешенностью.
Вернувшись в Москву, Артем Стрелецкий решает восстановить психологическую практику и снимает у приятеля офис, в нем же и ночует на раскладушке, и весь первый эпизод продолжает ходить одетым не по погоде и раздражать соседей по бизнес-центру, чистя зубы в лифте. Каждая серия посвящена одному новому делу, но есть и несколько туго переплетенных сквозных линий: во-первых, психолог ищет свидетельства своей невиновности в смерти пациента и намерен доказать, что это было убийство. Во-вторых, он хочет вернуть жену Дашу (актриса Светлана Иванова), у которой уже другая жизнь. Отдельная тема - отношения с отцом, тоже психологом, только респектабельным, его играет Игорь Костолевский. Отец не просто осуждает методы сына, но и выступил против него на суде, а теперь пытается изгнать из профессионального сообщества. Ну а сын в свою очередь не брезгует манипуляциями и подлыми провокациями в общении с родными. В довершение всего на психологе маниакально зациклилась одна из пациенток.
В общем, драмы хватает, вот и на заставке для начальных титров главный герой, подсвеченный красным, разбивает кулаком стекло, и осколки разлетаются в разные стороны. К счастью, эту смертельную серьезность немного разбавляют комичные персонажи второго плана - неудачливый в любви приятель Денис и юный секретарь Матвей, спасенный психологом от авторитарной матери и теперь тоже ночующий в офисе. Друг просит одобрить каждую новую девушку, ну а секретарь теперь вынужден шпионить за пациентами для начальника.
Создатели сериала уверяют, что все кейсы сериального психолога основаны на реальных историях, просто преувеличенных в угоду зрелищности. А консультант сериала, профессиональный психолог, говорил, что и сам пользуется методами провокативной терапии. Правда, в реальности происходит она в безопасных условиях кабинета, но кто бы стал на такое смотреть? Посему герой Максима Матвеева запирает клаустрофоба в горящем сарае, позволяет парню со склонностью к самоповреждению разрезать себе ногу осколком бутылки, а безутешную вдову едва не насилует в туалете (это, к сожалению, не шутка). Вот и в зрительских обсуждениях новинки, в целом весьма восторженных, то и дело всплывает вопрос профессиональной этики.
В манерах главного героя нетрудно заметить сходство и с Шерлоком Холмсом, и с доктором Хаусом, то есть Шерлоком от медицины. Он не щадит чувства травмированных людей и с улыбочкой говорит им гадости в лицо - разумеется, в лечебных целях. Едва бросив взгляд на обручальное кольцо нового знакомого, мгновенно делает выводы о перспективах его семейной жизни. А увидев очередную пассию приятеля Дениса, предсказывает, что та вот-вот попросит в подарок телефон, - и точно! Вот и пациенты, подолгу ходившие к другим врачам, исцеляются у него буквально за пару дней моральных пыток. Но, возможно, именно эти допущения позволяют отнестись к сериалу как к этакой фантастике из жизни психотерапевтов и не воспринимать происходящее всерьез.