Облдума ответила на ультиматум прокуроров консолидированной позицией
Сегодня состоялось внеочередное заседание комитета Саратовской областной думы по государственному строительству и местному самоуправлению.
Депутаты обсудили законопроект коллег Николая Семенца и Николая Кузнецова (оба - "Единая Россия") о лишении права законодательной инициативы целого ряда государственных и общественных структур и институтов, субъектов надзорной деятельности.
Согласно проекту, право законодательной инициативы должно предоставляться только депутатам областной думы, губернатору области, правительству региона, а также представительным органам МСУ.
Николай Семенец подчеркнул, что в прежние годы облдума активно наделяла правом законодательной инициативы многие организации и органы, однако анализ их законотворческой деятельности за последние 25 лет позволяет сделать вывод: качество не соответствует ожиданиям, число самостоятельных инициатив близко к статистической погрешности.
Согласно предложению, права законодательной инициативы должны быть, в частности, лишены региональная Общественная палата, прокурор области, омбудсмены, областной избирком, Арбитражный суд, Саратовский областной суд, Федерация профсоюзов, Торгово-промышленная палата.
Депутат Дмитрий Пьяных (ЛДПР) поинтересовался, не ущемит ли проект права тех, кто сегодня имеет возможность вносить законопроекты, и услышал от Семенца отрицательный ответ.
Представитель областной прокуратуры Иван Гусев пытался защищаться: "Мы направили информацию о нашей работе в облдуму. Там масса примеров того, как прокуратура устраняет коррупциогенные факторы, недостатки законов, как мы защищали права граждан, что предусмотрено федеральными законами и приказами Генерального прокурора. Законопроектом вы уничтожаете целый пласт правового взаимодействия".
"С прокуратурой все просто и ясно. Ваши права никто не ущемляет. А приводите статистику, пусть она соответствует фактам. Генпрокуратура наделена полномочиями закинициативы? Нет! Все законопроекты, поступающие в облдуму, сначала идут в прокуратуру - для оценки. Так что, здесь не вижу никаких оснований, чтобы считать, что вы в чем-то ущемлены. Как работали, так и будете работать", - ответил Семенец.
Депутат Сергей Курихин ("ЕР") предложил коллегам анализ качества законопроектов, подготовленных надзорным ведомством. Выводы оказались неутешительными.
"Я хотел бы отметить, что главное - не количество внесенных законопроектов, а их качество. К сожалению, как показывает мой опыт, качество проектов, внесенных так называемыми дополнительными субъектами права закинициативы, недостаточно высокое. Возьмем, к примеру, прокуратуру Саратовской области.
Во-первых, вспомним "прокурорский" проект закона о порядке эвакуации транспортных средств в 2016 году. Мы его приняли, но когда его стали оспаривать в областном и Верховном судах, сама же прокуратура указала на его несоответствие федеральному законодательству.
Во-вторых, принятые нами изменения в региональный закон об административных правонарушениях в части продажи устройств нагревания табака - еще одна инициатива прокуратуры. Всех нас заверили, что обязательная оценка регулирующего воздействия была проведена, но, как выяснилось позже, ее результаты крайне сомнительны, так как большая часть экспертов даже не знала о ее проведении. Если бы субъектом закинициативы была не сама прокуратура, она бы обязательно это отметила в своем заключении. Но не в этот раз.
На запрос журналистов прокуратура написала, что "будет признательна за предоставление информации, свидетельствующей о нарушениях законодательства при проведении ОРВ по данному проекту закона". На мой взгляд, это просто насмешка. И при возможном судебном разбирательстве по данному закону уже понятно, чью сторону займет надзорный орган.
В-третьих, предлагавшееся ранее прокурором введение "тихого часа", сиесты. Общественность, депутаты и обычные жители области были шокированы. Задаемся вопросом - что за испанцы работают в прокуратуре? Потом у вас хватило ума отозвать закинициативу.
Ну и, наконец, проект закона по дольщикам, который раскритиковал Вячеслав Володин , и который, слава богу, мы с вами не пропустили.
О каком качестве законопроектов здесь можно говорить? Я уже не говорю о других субъектах права. Думаю, сожалеть о сокращении количества субъектов права закинициативы нечего.
Может, это подтолкнет депутатов к более активной реализации своего права. Особенно тех, кто работает в думе на постоянной основе. Никто не запрещает работать через депутатов", - подробно изложил позицию Сергей Курихин, указав на субъектность регионального парламента как суверенного института законотворчества.
Парламентарий усомнился в обоснованности возражений прокурора Гусева, указав, что прокурор и так, в силу закона, не лишен права давать заключения и приносить протесты с информациями, что обеспечивает его участие в нормотворчестве, в то время как федеральное законодательство не предусматривает обязательное наделение прокуратуры правом законодательной инициативы.
Сергей Курихин также обратил внимание прокурора, что приказы Генерального прокурора являются, прежде всего, внутренними документами ведомства.
"Мы пришли к выводу, что инициаторы инициатив - это каналы взаимодействия с народом, по которым информация идет к областным депутатам. Каждый канал надо брать по отдельности и анализировать", - сказал член региональной Общественной палаты Николай Скворцов.
"Мы выступаем за истинное разделение властей. Надо принять какой-то закон кому бы то ни было - обратитесь к депутатам", - резонно отметил Александр Анидалов.
Иван Гусев, эмоционально воспринявший замечания и озвучивший позицию прокурора области Сергея Филипенко, продолжил традицию общения с депутатским корпусом языком ультиматумов - то, что раньше себе позволял зампрокурора региона Павел Мельник.
Гусев заявил, что "в случае, если законопроект будет принят, мы будем вынуждены обратиться к губернатору, чтобы он воспользовался своим правом и отклонил его".
Угрозы прокуратуры получили консолидированный отпор депутатов: инициатива принята единогласно.