Тренер форварда Александра Соболева из Барнаула рассказал о нищенских зарплатах в спортшколе «Динамо»
Спортшкола «Динамо» в Барнауле, в которой в детстве и юности воспитывался футболист сборной России Александр Соболев, терпит не лучшие времена, впрочем, и в период становления именитого спортсмена тренеры получали нищенские зарплаты, а состояние стадиона и залов оставляло желать лучшего. Об этом в интервью корреспонденту Sports.ru рассказал тренер Соболева Александр Горбунов, который всю свою жизнь посвятил развитию барнаульского футбола. Он сообщил, что средств недостаточно, а потому средняя зарплата в спортшколе - 20 тысяч рублей. При этом выплаты за переходы подающих надежды воспитанника «Динамо» в другие клубы порой либо ничтожны, либо вообще не доходят до тренера. Причина в том числе в смене юрлиц - такая схема позволяла уйти от долгов. Вместе с тем, детей приходится тренировать на кривом поле, напоминающем огород, и залах с осыпающимся вместе со штукатуркой бетоном. Однако даже эти факторы не мешают барнаульским педагогам ковать профессиональные кадры для сборной.
По словам Александра Горбунова, его воспитанник Соболев периодически оказывает школе помощь с инвентарем, и он ему крайне за это благодарен. В то же время тренер считает, что спортсмен не обязан это делать, поскольку основные силы и средства в него вкладывали родители и тренерский состав, а не спортшкола. Об этом ранее высказывался и сам футболист, когда перешел в «Спартак» из «Крыльев» в 2020 году за €4,5 млн. Всем командам, где форвард играл до 23 лет, полагался процент от трансфера - солидарные выплаты. В список получателей вошло и барнаульское «Динамо», чья школа воспитала футболиста. Узнав об этом, Соболев категорично заявил: «А за что? Все соревнования, бутсы, мячи, аренду зала - все оплачивали родители. За что «Динамо» получило деньги? За то, что меня воспитали? Но кто меня воспитал? Меня воспитали тренер и родители».
Тренер подтвердил слова спортсмена. Он рассказал, что когда тот выпустился из школы, и пришла пора подписывать профессиональный контракт, он пришел к президенту «Динамо» Виктору Сигареву. «Тот сказал: «Заключай на три года, зарплата - 7 тысяч рублей». Мама говорит: «Да вы чего? Мы не будем». После этого Сигарев пришел ко мне: «Чтобы он за нас в КФК больше не выходил». Так конфликт и возник, Соболь обижен на клуб. Он за «Динамо» ни матча не провел - играл за «Полимер» на КФК», - пояснил Горбунов. Он считает, что Сигарев повел себя странно, но все-таки хотел подписать Соболева, однако против был главный тренер Олег Яковлев из Иркутска: «Ему Соболь оказался не нужен. Он к молодым так себе относился. Сашку больше хотел Сигарев, говорил Яковлеву: «Да давай подпишем». Но предложил такую зарплату. 7 тысяч рублей - это МРОТ. Сейчас то же самое: молодой приходит после школы - ему дают 12,5 тысячи рублей. Все с этого начинают», - отметил тренер и добавил, что его внук сейчас занимается с детьми за 15,5 тысяч в месяц.
По его словам, средняя зарплата тренера в школе «Динамо» - 20 тысяч рублей. Горбунов из-за большого стажа и высшей категории получал 25 тысяч. Зимой треть зарплаты он отдавал за квартиру, летом отопление выключали - и на руках оставалось больше. В качестве примера он привел действующего тренера, который платит одновременно алименты и ипотеку: «У него остается 10 тысяч. Проживешь на это?» Как пояснил тренер, спасением стали бы подработки - например, индивидуальные занятия с детьми, игра на КФК (как у внука Горбунова) или такси, но президент «Динамо» Алексей Минин (сменил Сигарева) запретил любые подработки. «В чем смысл? Не будут у него люди работать, если половину зарплаты отдают за квартиру», - возмутился бывший тренер. И добавил, что за 15-20 тысяч рублей нужно вести не одну команду в 25 человек, как в московских академиях, а несколько групп по 45-60 детей одного возраста.
Горбунова поддержал и нынешний директор школы «Динамо» Виктор Штерц, который ранее был тренером вратаря сборной России из Барнаула Юрия Дюпина. Он объяснил, что платить педагогам учреждения больше не позволяет бюджет: «Динамо» выделяет на школу 12 млн рублей (и забирает еще 39 млн, чтобы выступать в ПФЛ), на зарплаты и налоги (12 тренеров, врач, завуч, директор, водитель и восемь ставок выпускников, которые играют за основу) уходят 80 %, остальное - коммунальные платежи. Денег не остается даже на выезды на турниры, форму и мячи. Зарплата самого директора, по его словам, - 30 тысяч рублей. «Честно скажу: молодые к нам не идут. Сейчас ищем тренера по физподготовке, обратился в спортивную академию, там говорят: «Слушай, они не идут в спорт. Заканчивают - и разбегаются кто куда», - посетовал Штерц.
Ситуацию могли бы исправит выплаты, которые школе и тренеру положены за воспитание игрока при переходе его в другой клуб. Однако деньги до них почти не доходят. «Есть два вида выплат - при заключении первого контракта и солидарные при переходе игрока из клуба в клуб. В первом случае написано, что школа может отдать первому тренеру до 50 % от суммы. Но это можно рассматривать по-разному: кто-то даст 50 %, а кто-то - 1 %. Во втором случае - солидарные выплаты - клуб и школа не обязаны ничего выделять тренеру. Если в РФС хотят, чтобы у тренеров была мотивация, пусть напишут: «50 % отдайте школе, а она 10-20 % - тренеру». Когда ничего не прописано, тренеры ничего и не получают», - пояснил Александр Горбунов.
Он также обратил внимание еще на один момент - статус школы «Динамо». Она не зарегистрирована отдельным юрлицом с отдельным расчетным счетом, на который могут перевести деньги, а аффилирована с футбольным клубом «Динамо» - счет у них общий. Получается, что даже если деньги за футболиста предназначены школе, они все равно окажутся у клуба, который может тратить их так, как захочет. Так, «Динамо» получило солидарную выплату за переход Соболева в «Спартак» и не поделилось со школой и тренером. «Я не знаю, куда пошли деньги», - признался директор школы Виктор Штерц. А когда корреспондент озвучил сумму в 10,5 млн рублей за Соболева, его эмоционально оборвал пресс-атташе «Динамо» Андрей Недобитков: «Какие 10,5? Откуда 10,5? Это вранье. Клуб получил за Соболева 1,86 млн рублей».
Пятикратная разница в суммах вскрыла еще одну проблему провинциального барнаульского футбола - постоянную смену юридических лиц. Чтобы списать долги и возродиться с чистой бухгалтерией, летом 2013 года «Динамо Барнаул» прекратило существование. «Сигарев неправильно договорился с игроками о премиальных. Когда наступила пора лицензирования, пацаны отказались подписывать бумагу, что перед ними нет долгов. Поэтому клуб не допустили в ПФЛ», - пояснил Недобитков. «Да там на футболистов и кредиты оформляли. Темная история», - добавил Горбунов. В результате сезон-2013/14 клуб провел в любителях, а через год снова пришел в ПФЛ - только вместо ООО стал АНО. Новое юрлицо не было правопреемником старого - иначе бы к нему перешли все долги. Вместе с тем, при расчете солидарных выплат учитывается, какому юрлицу принадлежали школа и клуб, где играл футболист. Соболев девять лет занимался в школе при ООО «Динамо Барнаул» и три года - в школе при АНО «Динамо Барнаул». В итоге выплата пришла только за годы в АНО - у ООО наследников нет, и деньги перечислить некуда. Источник также отметил, что за переход Соболева из «Томи» в «Крылья» (январь 2018-го, €360 тысяч) клуб мог получить около миллиона рублей, но из-за смены юрлица заработал всего 250 тысяч. При этом Горбунову не досталось ничего.
По словам тренера, помимо финансовых проблем, школа испытывает огромные сложности с инвентарем, полем и залами для занятий. Так, футбольное поле, где занимаются юные динамовцы, пошло волной. «Это просто огород. Знаешь, как так получилось? В 2010 году под поле засунули трубы, чтобы провести подогрев. Закопали их, перерыв всю поляну, образовались эти холмы. Но подключить трубы забыли. В итоге и поляну испортили, и деньги потратили, и подогрева нет», - пояснил Горбунов. Кроме того, ухаживать за ним сейчас некому - ответственный за это работник умер, вместо него газон стрижет водитель.
Здание школы также находится в аварийном состоянии. Со стороны улицы видно, как из стены сотнями вываливаются кирпичи. В зале, где занимался Соболев, не тренируются уже пять лет - после того, как там начал осыпаться потолок. «Даже не штукатурка падала, а бетон с плиты. В этот момент там занимались дети 2002 года. Хорошо, что они бегали в другой стороне - так могли быть любые последствия. Два года он стоял, потом его замазали, разрешили снова тренироваться. Но пришла комиссия и сказала, что он все-таки аварийный, снова начало сыпаться. С тех пор закрыли. Там уже пол прогнил - надо менять. И отопление тоже - зимой холодно», - рассказал тренер.
По словам Горбунова, ремонтировать зал за деньги школы нельзя - он принадлежит краю, поэтому «Динамо» могут наказать за нецелевое расходование средств. Директор Штерц пояснил, что даже если бы было можно, бюджета - 12 млн рублей - все равно не хватит. Их не хватает даже на поездки на турниры, аренду залов или частого манежа «Темп» (единственный в городе), чтобы играть зимой. «В последнее время мы перешли к попечительским советам: родители помогают, собирают на выезды, залы, форму и мячи. Не тренер собирает деньги (это незаконно), а родители. Кто отказывается - его право. Никто никого не принуждает», - сообщил руководитель спортшколы.
С июля финансовый вопрос должен частично решиться. В ближайшие дни школа «Динамо» подпишет договор о сотрудничестве с академией московского «Динамо» и станет ее филиалом. Похожие истории в прошлом году случились в Махачкале (там под Москву перешла академия «Анжи») и в Орле. Состоятельный партнер увеличит бюджет школы на 20 млн рублей - до 32 млн рублей. Из-за этого зарплаты тренеров вырастут до 40 тысяч рублей, появятся тренер вратарей и по физподготовке. «Думаю, это изменения к лучшему. Можно будет посылать тренеров в Москву на стажировку, программы станут общими. Сейчас-то каждый тренер ищет свои ходы», - считает Горбунов. С приходом Москвы в городе также может появиться второй манеж - его планируют строить на месте поля, где когда-то играл Горбунов, на краевые деньги. Пока выделили 7 млн рублей на проект. После этого подготовят смету, средства выделят из бюджета, Минспорта объявит тендер на проведение работ - и только после этого начнется стройка. Тренер оценил сроки в пять лет: «Частный клуб взял землю, сделал проект и построил. Когда речь про государство - все сложнее». Директор полагает, что успеют за три года.
Вместе с тем, Александр Горбунов не считает, что его преуспевший воспитанник Александр Соболев обязан ему помогать. «Конечно, он говорит: «Николаич, если что надо - звони». Я мячи для школы попросил, год ими занимались - как новые, отличные. Теперь ими уже другие занимаются. А для себя ничего не буду просить. Почему он мне должен что-то давать? Если заболею, не дай бог, - другое дело. Но я работал, получал зарплату - чего мне помогать? Не выплатили за него компенсацию - ну и ладно. Деньги - не благодарность. Когда он говорит, что он мне благодарен - это гораздо приятнее. А деньги - ерунда. А даст денег - что с ними делать? В банк положу - дальше что? В нашем возрасте деньги ни к чему», - заявил тренер.
Горбунов также вспомнил о том, каким Соболев пришел в футбол, и почему сумел добиться таких высот. По его словам, звездой даже в своей команде нынешний форвард не был. Полузащитник Филиппов выделялся больше - работой с мячом и движением, полузащитник Дмитрий Бакай - движением. «У Соболева меньше таланта, поэтому приходилось доказывать, бороться, с судьями и соперниками ругаться Язык-то длинный, он языкастый. Тот же конфликт с Дзюбой - тоже длинный язык, а уступать он никогда не будет», - отметил тренер.
По его словам, Соболева поначалу никуда не звали и отказывали, даже когда он приезжал сам. «Родители возили его в «Локомотив», ЦСКА. Но он нигде не прошел. Говорили: «Скорости и быстроты нет. Он худой и высокий». Да даже сейчас такое осталось, иногда звонят: «Какой рост? А 30 м за сколько бежит? А-а-а, нет, не подходит». И проблема именно у таких игроков, как Соболь: он высокий, мышцы длинные, тогда еще не оброс мышечной массой - пока расшевелится. Старта нет, вместо этого шею вперед только тянет», - рассказал Горбунов.
Он также отметил, что верил в светлое будущее своего воспитанника из-за его упертого характера. «Звездой он не выглядел, но что-то в нем было. Он всегда забивал - даже головой, хоть и тощий. У него чутье: отскок мяча - и он уже здесь. Этому не научишь. Конечно, я не думал, что он будет играть в сборной и в «Спартаке», но в первой лиге он должен был играть как минимум. Плюс сказывался характер: как стал старше, он вообще никому не уступал. Сколько раз ломал руки и ноги - у него все сломано. Бежит, упал - лучевая. Обе руки ломал, обе ноги. Но каждый раз быстро возвращался в игру», - заявил тренер. По его словам, ему бы хотелось увидеться с Соболевым, но пока нет такой возможности. «Уже тяжело. Хочется увидеть его живьем, но не решаюсь. После ковида я до конца не восстановился. И возраст уже - 70 лет», - признался тренер.
Отметим, что Александр Соболев вошел в сборную России по футболу, которая совсем скоро начнет групповой этап в Чемпионате Европы. Первая игра России с Бельгией запланирована на 13 июня. Как полагают эксперты, основным нападающим сборной будет Артем Дзюба, но Соболев вполне может выйти на замену, к примеру, если потребуется переломить ход матча.