Новости и события » Общество » Когда цветет кандык

Когда цветет кандык

Когда цветет кандык

Черневая тайга Тогульского района встретила нас сочным разноцветным ковром, буквально утыканным буйно цветущими хохлаткой и ветреницей алтайской, островками уже роняющего нежные темно-розовые лепестки кандыка сибирского - краснокнижника, растения не только красивого и редкого, но и вполне съедобного. Ну, привет тебе, Салаир!

Травяные джунгли

Основная часть созданного национального парка располагается в Тогульском и Ельцовском районах и заходит на территорию Заринского и Солтонского. Общая площадь - 161 220,8 га. "Нацпарк "съел" почти всю территорию нашего района", - шутит глава Тогульского района Владимир Басалаев. По этому поводу у руководителя органа местного самоуправления есть маленькая обида: на заре создания особо охраняемой природной территории был вариант назвать нацпарк "Тогульским". Однако остановились в итоге обсуждений на общем имени. Это оправданно: территория находится в основном на западном склоне низкогорного Салаирского кряжа. Как подчеркивают исследователи, это настоящий природный артефакт, сохранивший таежные экосистемы среди освоенных и густонаселенных районов Южной Сибири.

До первого и единственного пока кордона нацпарка - Ионихи, куда везут нас, участников пресс-тура, от Тогула час езды по ухабистой дороге. На низенькой иномарке здесь точно не проедешь.

На первой же точке маршрута, дав журналистам вволю налюбоваться и сфотографировать буйное цветение эфемероидов - так называют растения, появляющиеся ранней весной и дружно цветущие очень короткий период времени, модератор тематической площадки ОНФ "Экология" в Алтайском крае Алексей Грибков интригует вопросом: "Знаете, почему салаирскую черневую тайгу называют дождевым тропическим лесом Сибири? Во-первых, здесь много осадков, всегда влажно, а во-вторых - "зеленая" жизнь не прекращается даже зимой, потому что громадный снежный покров не промерзает! Потому летом вы легко увидите здесь травушку высотой до четырех метров. Это настоящие травяные джунгли!"

Главное - сохранить

Салаирская черневая тайга - кладезь реликтовых видов растений, сохранившихся с доледникового периода. Только здесь в Алтайском крае произрастает липа сибирская - живой свидетель далеких доледниковых геологических эпох, когда на территории Сибири господствовали широколиственные леса. На территории национального парка к настоящему времени обнаружено 29 видов растений и 44 вида животных, включенных в Красные книги Алтайского края и Российской Федерации: черный аист, хохлатый осоед, большой подорлик, сапсан, филин... Не зря часть площади национального парка "Салаир" является ключевой орнитологической территорией международного значения.

Из крупных млекопитающих здесь живут бурый медведь, лось, марал, сибирская косуля, рысь, барсук, встречаются лесостепной сурок и занесенная в Красную книгу Алтайского края речная выдра. Пока полушутя обсуждаем, какое животное может стать символом парка, Алексей Грибков упоминает о дождевом черве, который называется Эйзения Малевича. Он сохранился на Салаирском кряже с доледникового периода и находится под угрозой исчезновения. И надо же! - отправившись с инспекторами по охране ставить домики для птиц, мы тут же находим практически под ногами очень похожего по описанию, правда, не очень крупного помощника в земледелии.

Но не природой единой: ценна отведенная под охрану территория и в плане историко-культурного наследия. Здесь места первых русских поселений в регионе, старый заброшенный Екатерининский тракт, объекты - форпосты, маяки восточной части Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. "Вот чтобы сберечь все это живое и культурное богатство от бездумного хозяйствования человека, например последствий деятельности тех же золотодобытчиков, мы, собственно, и готовили, и долго защищали проект создания нацпарка", резюмирует Алексей Грибков.

Сегодня первому национальному парку Алтайского края уже несколько месяцев. Долготрудную работу по его созданию, начатую нашими экологами и общественниками, подтолкнуло к конкретному разрешению поручение президента страны, которое он дал после того как проблему озвучили участники акции МыВместе год назад на онлайн-встрече с главой государства. Об этом участникам пресс-тура рассказал руководитель регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк. "Теперь, когда нацпарк создан, важно, чтобы об этой уникальной заповедной территории узнали не только в Алтайском крае, но и за его пределами, ведь "Салаир" планирует развивать экологический туризм", - подчеркнул общественник.

Перспективным направлением для развития района считает туризм и глава Тогульского муниципального образования. "Однако это все же не главное. Главное - сохранить эти уникальные земли, живую природу. А то раньше шесть специалистов на три района - что же это за охрана?" - резонно спрашивает Владимир Басалаев.

"И пасеки будет где ставить"

Кордон Иониха - первая база для инспекторов природоохраны, которые следят там за порядком - выглядит пока как небольшой домик, выкупленный и переоборудованный из охотничьей заимки. Тем не менее минимальные удобства есть: кухня, спальные места и даже банька. Патрулирование территории и проведение биотехнических мероприятий - устройство солонцов и подкормка копытных животных - уже ведутся.

Начальник службы охраны Владимир Кучер рассказывает, что пока из 35 инспекторов по охране набрано шесть. В основном местные: мужчины из Тогульского района и Кытмановского. Всего же штат заповедника будет включать себя около 60 штатных единиц: кроме отдела охраны и лесного хозяйства отделы экологического просвещения, туризма, научный, хозяйственный. "Пока федеральное финансирование для покупки основных средств не получили, обходимся помощью охотпользователей - спасибо, дают технику. Что касается инспекторов, конечно, набирать и далее будем в основном местных, чтобы хорошо знали территорию. А вахту, скорее всего, сделаем не по 15 дней, как в Тигирекском заповеднике, а покороче, особенности территории это позволяют - не так удалена, людям семейным чтоб не надолго из дому уезжать", - делится планами Кучер.

Дмитрий Зверев - участковый госинспектор из Кытманово - зовет нас посмотреть на гигантские лосиные следы "Вот, считай, под окнами здесь животные бродят", - улыбается он. Пока идем назад к домику, спрашиваю, как он попал на работу в нацпарк. "Главное - не как, главное - зачем, - философски поправляет меня собеседник. - Когда человек перешагивает определенный возрастной рубеж, он выбирает работу по тому принципу, к чему душа лежит. В этом плане мне повезло, можно сказать".

Алексей Ровковский, старший госинспектор, об отношении местных к созданию нацпарка говорит так: "Поначалу разные настроения были, конечно. Люди боялись, что ущемят, не дадут пасеки ставить, грибы собирать. А потом поняли: для всякой деятельности будет отведено место. Для себя можно будет и пчел вывозить, и дары тайги собирать. Вообще-то, вглубь территории не очень-то и проедешь по зарослям и ухабам, и сюда, как правило, направляется не простой селянин за ягодкой, а нарушители-дельцы, которые в погоне за наживой не гнушаются и кедрач попортить, и лосей пострелять.

Кстати, основная масса браконьеров со стороны Кемерово, оттуда въезд на охраняемую территорию легче, чем с нашей".

Растим будущее

На обратном пути заезжаем в Тогульскую школу. Здесь школьное лесничество выращивает кедры - пока это малюсенькие саженцы около пяти сантиметров над землей. "Семена дали сотрудники Минприроды, сажали тоже вместе со специалистами. А вот ухаживать пришлось самим, и очень волновались... Всю зиму тряслись над крохотными саженцами, боялись, чтоб не замерзли, а весной - чтоб не потоптали при расчистке. Растут деревца очень медленно, как выяснилось, всего 40 дней в году. На постоянное место жительства в нацпарк - там, где жестко похозяйничали золотодобытчики, отправим их в лучшем случае через три года", - рассказывает директор школы Ольга Шнайдер. Учитель и наставник ребят Мария Франтенкова добавляет: "Ребята очень зажглись идеей вырастить кедрики, охотно ходят работать на опытный участок. Даже местные жители стали приспрашиваться, нельзя ли и им взять саженцы, чтобы посадить могучее хвойное у дома..." Одна из участников лесничества, шестиклассница Карина Маслова признается, что любуется маленькими кедриками каждый день, когда идет через дендрарий из школы домой. "Они такие забавные, нежные, им очень нужна забота", - улыбается девочка, говоря про молодое пополнение зеленой одежки национального парка. Впрочем, ее слова можно отнести и ко всему Салаиру, который, наконец-то дождался надежной защиты.

Справка

Разработка проекта создания национального парка "Салаир", подготовка обосновывающих материалов и все согласования безвозмездно проведены силами коллектива экспертов под руководством Алексея Грибкова. Большой вклад в работу внесли научный сотрудник Тигирекского заповедника Дмитрий Кузменкин, руководитель краевой программы "Усынови заказник" Людмила Пожидаева, ГИС-специалист Александр Щур. Активное организационное содействие оказали Минприроды Алтайского края и региональное отделение Общероссийского народного фронта.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх