О чем новая книга алтайского писателя Валерия Копнинова «День чистой воды»
Недавно прошла презентация новой книги алтайского писателя Валерия Копнинова "День чистой воды". Это сказка-притча, в которой Иван-дурак ищет и находит свое счастье.
Иван не дурак
Главный герой сказки - Иван-дурак. Также есть в ней рыба-кит, черт, щука, мудрая Василиса. Автор не захотел отходить от традиций русской сказки и давать персонажам оригинальные имена.
- Мне говорили: "Придумай нового персонажа, зачем тебе Иван-дурак?" Но я считаю, что Иван-дурак - это не персонаж, это российский бренд. Иван не дурак, он наивен, простоват, но все это ему не мешает бороться со злом и добиваться правды. Мой Иван тоже не искушен жизнью. Все добывают и продают керосин, а он читает книги и рубит дрова, чтобы заработать себе на кусок хлеба, - говорит Валерий Копнинов.
Система мироустройства в сказочном государстве довольно любопытна. В нем есть кит, из которого бьет керосиновый фонтан. Кто ближе к фонтану, тот и богаче. Царь - выборная должность, каждый раз, когда заканчивается срок его правления, он проводит предвыборную агитацию.
- Мне друзья даже называют некоторые фамилии современных политических фигур и организаций, которые, на их взгляд, хорошо прочитываются в моей сказке.
Я рад, что уловил дух времени, но мое произведение не современная агитка, как говорится, утром в газете - вечером в куплете. Это сказка на все времена. В ней расставлены акценты, где добро, где зло. И для меня важно, на чьей стороне окажется читатель, - говорит автор.
Валерий Копнинов считает, что жанр сказки как никогда актуален сейчас, когда в современном обществе понятия добра и зла подменяются. И одно можно легко принять за другое.
- В 90-е, когда духовные ориентиры общества менялись, я встречал своих выпускников с режиссерского отделения и они спрашивали, как теперь им жить. Все, чему их учили в институте, стало неактуально. Я отвечал, что стараюсь жить по старым канонам. Сейчас мир снова разительно меняется. Например, в некоторых странах в семье уже могут быть не папа и мама, а родители № 1 и 2. Общество стремится быть толерантным. Но толерантности к злу не должно быть. Добро всегда будет бороться со злом, - уверен он.
В сказке-притче есть явные параллели с произведением Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". И в том и в другом произведении есть проекция на современность, которая сатирически переосмыслена.
- Мы все считывали в сказке Филатова современные реалии, над которыми он подшучивал. Но это было сделано не агрессивно, а с любовью к Родине. Хорошие сказки объединяют народ на пользу делу, - считает Валерий Копнинов.
Кстати, Леонид Филатов сам поставил свою сказку и сыграл в ней всех героев, а вот Валерий Копнинов этого делать не будет.
- Все, кто прочитал мою сказку, говорят, что было бы здорово поставить ее на сцене. Я и сам так думаю и даже вместо сказки сначала написал пьесу, но получилось слишком литературно. С удовольствием отдал бы книгу в постановку. Сам ставить не хочу, потому что тут должен быть другой взгляд, трактовка. Зритель от этого только выиграет, - считает писатель.
Из режиссеров - в писатели
Валерий Копнинов начал публиковаться в 2017-м, когда ему исполнилось 54 года. Сейчас за его плечами два томика рассказов "Сукины дети", роман "Двенадцать затмений луны", "Искушение", сказка-притча "День чистой воды", рассказы и эссе, опубликованные в различных литературных журналах. Произведения начинающего писателя сделаны в жанре фантастического реализма. В них бесы стараются погубить людей, а ангелы - спасти от искушений. Правда, иногда ангелы становятся похожи на людей и их перья теряют божественный свет.
Конечно, сказать, что Валерий Копнинов раньше не имел никакого отношения к писательству, нельзя. Окончив Алтайский государственный институт культуры, он десять лет преподавал в том самом вузе, писал по просьбе друзей-режиссеров инсценировки к спектаклям. Параллельно учился на режиссерском факультете в ГИТИСе, мечтал стать режиссером, чтобы ставить спектакли на сценах театров. В 90-е годы, когда Советский Союз развалился и привычная жизнь рухнула, люди стали ходить охотнее на вещевой рынок, чем в театр, Валерий Копнинов отправился покорять телевидение. За время работы в телестудиях написал сотни сценариев для роликов.
- Я работал на АТН, "ТВ-Траст", "ТВ-Город", там царила теплая творческая атмосфера. Времена были непростые, порой с нами рассчитывались бартером: одеждой, железными дверями. Одна из телестудий, на которой я работал, заключила договор с трамвайным депо. Мы снимали про депо каждый месяц по сюжету, а нам за это давали проездные, - вспоминает он.
Когда телестудии стали закрываться одна за другой, Валерий Копнинов организовал свою. И все-таки ему чего-то не хватало, нужно было заполнить чем-то творческую брешь. И он решил организовать на пару с товарищем Александром Лопатюком кукольный театр "Маска". Гастролировали по школам края, ставили классику, в основном произведения Аверченко и Зощенко.
- Я чувствовал невероятное волнение перед выходом к зрителям, испытывал удовлетворение от того, что все получилось. У Аверченко мы взяли рассказ "Самоубийца". Сделали это вовсе не случайно: в крае была серьезная статистика подростковых самоубийств. А в этом произведении тема самоубийства доводится до абсурда. И дети понимают, что уход из жизни ничего не решает и жизнь - самое ценное, что им дано, - считает писатель.
И вот наконец в 2015 году он решился показать свои стихи профессиональному сообществу.
Обратился в Алтайский дом литераторов, ему ответили, что стихи неплохие, но нужно учиться. Правда, тогда при Доме литераторов работала только студия прозы под руководством Анны Самойловой. Занятия дали импульс для творчества в жанре прозы.
Начинающий писатель публиковал свои рассказы в барнаульском журнале "Фантастическая среда".
- Наша литературная студия после закрытия Дома литераторов не перестала существовать. Одно время мы собирались у меня в студии. Позже открылось агентство "Неолит" и мы начали выпускать журнал "Фантастическая среда". Со временем мне предложили войти в его редакторский состав. Это стало очень хорошим опытом, поскольку вырабатывает внимательное отношение к тексту, начинаешь критичнее относиться к своему собственному произведению, - говорит Валерий.
Попробовал себя начинающий писатель и в жанре эссе.
Первую критическую статью он написал на роман Владимира Токмакова "Запретная книга Белого Бурхана", захотелось поспорить с автором. Статья вышла в "Фантастической среде", позже он отправил ее в "Сибирские огни". Там ее оценили и пригласили автора в Новосибирск на семинар молодых критиков. С тех пор он продолжает работать с сибирским журналом.
Писательский талант Валерия Копнинова заметили и в других литературных журналах. Например, рассказ "Рукопожатие кирпича и другие свидетельства о
90-х" был опубликован в санкт-петербургском альманахе "Полдень" вместе с такими известными людьми, как Владимир Познер и Виктор Шендерович.
Роман "Двенадцать затмений луны" завоевал награду на Х Международном Славянском литературном форуме "Золотой Витязь". В этом году его номинировали на литературную премию им. В. м. Шукшина. Пока роман нигде не опубликован, но будем надеяться, что в ближайшее время произведение увидит свет и мы сможем его прочесть.