Рост коммунальных тарифов и их регулирование обсудили в Алтайском крае
"Беда не в том, что у нас тарифы высокие, а в том, что мы бедные" - это мнение жителей края привел Сергей Войтюк, руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта, на заседании краевого управления по госрегулированию цен и тарифов.
Итоги года
Мероприятие было посвящено анализу работы ведомства за прошлый год и задачам на текущий. Замначальника управления Олег Колосков в своем докладе отметил, что удалось выполнить все установленные властями показатели тарифного регулирования. Для подавляющего большинства жителей края рост платы за коммунальные услуги замедлится по отношению к 2020 году и не превысит 6,2%. Таким образом реализована государственная политика по снижению темпов роста платы за коммунальные услуги. При этом удалось установить тарифы для ресурсоснабжающих организаций на экономически обоснованном уровне.
Тарифы менялись, точнее, в основном росли из-за того, что в стране все дорожало, что ресурсоснабжающим организациям нужны средства на ремонты оборудования и сетей, что систематически снижается полезный отпуск коммунальных услуг благодаря оттоку населения из сел. С другой стороны, ресурсы экономили, устанавливая приборы учета, утепляя здания, используя системы капельного полива, переходя на автономное отопление и водоснабжение.
Как известно, если тарифы растут быстрее, чем предельные значения, предусмотренные законом, то граждане должны получать соответствующую компенсацию. Позиция руководства края состоит в том, что потребитель не должен переплачивать в случае роста коммунальных услуг.
В 78 муниципальных образованиях края это потребует в текущем году компенсации расходов гражданам. Меры поддержки затронут порядка 90 тыс. жителей. На эти цели на 2021 год предусмотрено в местных бюджетах почти 130 млн рублей.
Однако в некоторых селах малоимущие не могут получать компенсацию, так как их жилье не оформлено в собственность.
Затраты и тарифы
По словам зампреда Общественного совета при управлении по тарифам Александра Карасева, Алтайский край находится в последних строчках федерального рейтинга отношения величины тарифов к доходам населения. Это объективная реальность, которая сложилась давно. "Но если рассматривать в целом проводимую органами краевой власти тарифную политику, то здесь мы железные середнячки. С другой стороны, мы понимаем, что регулятор никогда не будет хороший. Всегда найдутся недовольные его решениями", - считает Карасев.
Его поддержал Олег Колосков. Управление столкнулось с тем, что у ресурсоснабжающих организаций нет документов, подтверждающих законное владение имуществом. Поэтому затраты на его содержание запрещено учитывать при расчете тарифа. В этом году подобная ситуация возникла в Волчихе. Там до сих пор тариф не утвержден, рассказал замначальника управления.
Он отметил, что некоторые ресурсоснабжающие организации не идут к ним с предложениями учесть в тарифах свои мотивированные и фактические расходы. И это не позволяет установить тариф.
В управлении созданы достаточно комфортные условия для всех субъектов регулирования без всяких преференций для того, чтобы получить экономически обоснованный тариф, считает Александр Карасев. Проблему же он видит в том, что в некоторых ресурсоснабжающих организациях неопытные люди занимаются подготовкой документов для утверждения тарифов.
"Организациям нужно просто предоставить обоснованные затраты - и они получат нормальные тарифы", - уверен Карасев.
В свою очередь председатель краевого отделения Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Людмила Нелидина попросила управление продолжать проведение обучающих онлайн-семинаров по тарифному регулированию для специалистов ресурсоснабжающих организаций. Потому что поездки в Барнаул стоят недешево.
Выход есть
"Считаю, что мы должны взаимодействовать с регулируемыми организациями. Не откидывать их расчеты, которые нам не нравятся, а предлагать альтернативный вариант, который бы позволил им получить необходимые для их деятельности средства", - заявил Колосков.
Он согласен, что у коммунальщиков должны быть экономически обоснованные тарифы, которых бы хватило на текущую деятельность и инвестиционные программы, чтобы обеспечить необходимый уровень надежности и качества ресурсоснабжения. При этом они должны снижать собственные затраты, повышать качество используемых ресурсов, закупая их в соответствии с законодательством.
От себя добавим, что особенно трудно получить хорошие расценки на свои услуги муниципальным предприятиям. Федеральный орган регулирования считает, что МУП в своем тарифе нельзя учитывать не только прибыль, но даже амортизацию. МУП нет в действующем тарифном законодательстве, и они в ЖКХ сохраняются сегодня только потому, что Верховный суд согласился узаконить их.
На краевом уровне пытаются сгладить эту несправедливость.
Присутствующий на совещании вице-губернатор Александр Климин посоветовал максимально автоматизировать в управлении рабочие процессы, закупив для этого, если требуется, соответствующее программное обеспечение. Колосков ответил, что такая работа уже идет, заявки на тарифное регулирование подаются в электронном виде. В управлении внедрен модуль контроля за оплатой граждан. Разработчики модуля считают, что край лидирует в этом вопросе.
Что впереди
А впереди нас ждут новые вызовы. Поднялись цены на основные виды материалов и сырья, которое ресурсоснабжающие организации используют для ремонтов, в частности металлопрокат подорожал на 40-80%. "Соответственно, придется снижать объемы работ или на следующий год поднимать индекс роста тарифов на коммунальные услуги", - тревожится Александр Карасев.
"Еще 30 лет не финансировать малую энергетику и держать ее на политически обоснованных тарифах больше нет сил", - считает Сергей Войтюк.
В качестве одного из способов снижения затрат Карасев предлагает властям активизировать процесс укрупнения предприятий ЖКХ.
"Никто, кроме вас, не может проанализировать затраты и доказать, что коммунальные предприятия численностью менее 30 человек экономически неэффективны, - обратился он к Колоскову. - У них слишком большая в затратах доля общехозяйственных расходов, которая ложится на конечного потребителя. Они не могут нанять квалифицированных специалистов для подготовки документов для тарифного регулирования. Если в крупных городах с расценками все понятно, то в районах есть улицы, на которых действует два тарифа. Естественно, жители не понимают, почему они платят одну цену за воду, а соседи на 10% меньше". В качестве положительного примера укрупнения он привел АО "Алтайское управление водопроводов", учредителем которого является край.
А Людмила Нелидина посоветовала обратить внимание на низкую зарплату работников ЖКХ. Она, по словам профсоюзного лидера, не превышает в сельской местности 18 тыс. рублей, а в городах - 25 тыс. рублей.
"Вопросы оплаты труда работников ЖКХ в российском законодательстве выписаны до мелочей - в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, - отметила Нелидина. - Если управление взяло на себя обязанность формировать экономически обоснованные расценки, то желательно соблюдать исполнение отраслевого тарифного соглашения. В нем определен минимум в размере МРОТ по РФ. Почему иногда я встречаю в тарифных документах зарплату 10 300 рублей? Какие же еще слова нужно говорить?"
Главные задачи управления на 2021 год
1. Обеспечить регулирование всех организаций, предоставляющих услуги потребителям.
2. Снизить расходы электросетевого комплекса Алтайского края на оплату потерь электроэнергии, инициировать изменение законодательства с целью снизить избыточные доходы сбытовых организаций края.
3. Выявить скрытые резервы территориальных сетевых организаций с целью увеличения эффективности использования ими тарифных средств.
4. Усилить контрольно-аналитическую работу в части закупок регулируемыми организациями топлива, материальных ресурсов, соблюдения показателей энергосбережения и энергетической эффективности, а также по выполнению производственных, ремонтных и инвестиционных программ.
8 млрд рублей необоснованно заявленных организациями расходов, что составляет около 17% от тарифных заявок, было исключено при тарифном регулировании на 2021 год.