Новости и события » Экономика » Почему Россия не является главным экономическим партнером Китая

Почему Россия не является главным экономическим партнером Китая

Почему Россия не является главным экономическим партнером Китая

Директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов рассказал об экономической экспансии Китая и почему у нас не растут с этой страной взаимные инвестиции.

Эксперт считает, что КНР несколько десятилетий находилась в рамках американской модели глобализации. Она пользовалась американскими рынками и системой банковских расчетов.

С какого-то времени руководство Китая поняло, что невозможно быть независимой страной, развиваясь в рамках чужой модели. И было решено строить свою, определять рынки сбыта, развивать логистическую модель под названием "Один пояс и один путь", альтернативный валютный рынок, вводя цифровой юань.

В свою сферу интересов КНР стала подтягивать самые разные страны, от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии. Им предлагается упрощенная модель торговли, отсутствие тарифных барьеров, совместный выход на мировые рынки, создание зон свободной торговли.

Маслов замечает, что система транспортных коридоров "Один пояс и один путь" только немного заходит на территорию России. Но хорошо развивается в Азербайджан, куда построена железная дорога через Турцию и Иран. В результате Азербайджан поставляет в КНР большое количество продуктов питания, взамен приобретая машины и оборудование.

Россия признает "Пояс и путь" как важную китайскую инициативу, но развивает свою интеграционную модель "Евразийское экономическое партнерство". Таким образом, получается, что Россия не является частью китайского макроэкономического региона. И этим объясняется низкий объем накопленных китайских инвестиций в РФ - менее $30 млрд. В то время как в США Поднебесная вкладывала в некоторые годы по $100 млрд.

Профессор отмечает, что вложения в "Пояс и путь" шли до 2018 года, и получилось, что многие страны, которые принимали китайские деньги на строительство транспортного коридора, оказались в долговой ловушке, например Украина и Белоруссия. Они набрали больше, чем смогут отдать и должны по идеи объявить дефолт, но китайцы предлагают рассчитываться с долгом своей продукцией или акциями предприятий.

Киргизия 4 раза за последний год обращалась к Китаю за реструктуризацией долгов. Тот отказал, предложив рассчитаться активами. Украина будет отдавать в основном акциями предприятий АПК. Китай уже забрал долги пищевыми предприятиями в ряде стран Латинской Америки. Раздавая деньги, Поднебесная обеспечивает себе продовольственную безопасность. И поэтому продать сельскохозяйственную продукцию в Китай из России становится все сложнее, делает вывод Маслов.

"Мы не должны очаровываться заявлениями в дружбе со стороны Китая. Дружба и стратегическое военно-политическое партнерство есть. Но главным экономическим партнером России не является. Относительно высокие налоги и транспортные издержки отбивают у китайцев желание делать инвестиции в Россию", - уверен директор ИДВ РАН.

В доказательство он приводит инвестиционную политику китайцев по отношению к партнерам из СЩА. Заокеанские инвесторы 71% своих средств потратили на создание новых предприятий. В то же время китайцы 92% израсходовали на покупку готовых американских предприятий. И этот факт тоже объясняет, почему Китай мало вкладывает в Россию. Он покупает готовые бренды или рынки сбыта. А у нас не так много марок, которые южным соседям хотелось бы иметь. Возможно, они бы приобрели Лукойл или Газпром, но они не продаются. И российские рынки для Китая слишком малы, это не США.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх