Что толкает жителей Алтайского края искать заработок в других регионах
Многие жители Алтайского края не спешат рассматривать предложения местных работодателей, ищут более высокий заработок в других регионах. Что толкает людей уезжать от семьи на 7-8 месяцев в году и как алтайские работодатели стремятся закрепить за собой ценных работников.
Северная история
Эдуард Куляпин уже два года подряд ездит на вахту в Ханты-Мансийский автономный округ работать водителем самосвала. До этого был охранником одного из учреждений края.
- На зарплату охранника 15 тысяч рублей не проживешь, водители экскаватора в Алтайском крае зарабатывают тоже немного, 20-25 тысяч рублей, а на вахте я получаю 85 тысяч в месяц. Два месяца на Севере, один месяц дома - и так круглый год, - говорит Куляпин.
На Севере особым спросом пользуются водители, экскаваторщики, бульдозеристы. В Ханты-Мансийске много вахтовиков с Алтая. На втором месте по числу рабочих Уфа, затем идут города и села СФО.
Вахтовики приезжают в базовый город, а там их уже отправляют на конкретные нефтяные месторождения.
- Геологи находят нефть, а мы к этим точкам делаем дороги и отсыпаем площадки для установки буровых, - рассказывает Эдуард о своей работе.
Особой сложности, по его словам, в работе на вахте нет. Тот, кто хочет работать, работает. Выгоняют тех, кто пьет.
- Погода от нашей почти не отличается. Хотя бывает и под минус 50 градусов. Но я не страдаю метеозависимостью. Про здоровье в 46 лет думать рано. Нужно детей поднимать, у меня младший сын в первом классе учится, - объясняет он.
На Камчатку
Больше всего на вахте деревенских. 34-летний Максим Зорькин из Первомайского района в прошлом году впервые поехал на заработки на восточное побережье Камчатки, отработал на рыбном заводе "Дельта Фиш ЛТД" семь месяцев водителем фронтального погрузчика. До этого у себя в селе нанимался трактористом в фермерское хозяйство, получал 20 тысяч рублей в месяц.
- Работа на вахте не сказать, что трудная, мне нравится. Тратился только на сигареты, кормят, поят, одевают. Жил в общежитии, комната на троих, все благоустроено. Давно хотел побывать на Камчатке - места живописные, природа не такая, как в Сибири. Летом не жарко, но можно купаться. Температура воды в реках примерно как у нас. Но жить я там не хотел бы. Все дорого. Булка хлеба стоит 50 рублей. Фрукты дорогущие, но безвкусные, - рассказал Максим Зорькин.
Местное население, по его словам, в основном занимается рыбной ловлей, а таких специалистов, как водители, мало, вот и ищут в других регионах. Да и не хотят местные за зарплату 60 тысяч рублей работать, им надо не менее 100 тысяч в месяц платить. Сибиряки же и такому заработку рады. Вместе с Максимом на заводе работали водителями ребята из Новосибирска. На сортировку рыбы устраиваются приезжие из ближних к Камчатке регионов. Правда, они долго не задерживаются на вахте. Три месяца отработают - и домой. Тяжело 12 часов на ногах смену отстоять.
На первый свой заработок Максим приобрел просторный дом для своей семьи. Дети рады, ведь теперь у каждого своя комната.
- В апреле снова на вахту, - говорит Максим. - Путина начинается с мая, но я еду пораньше, чтобы помочь расконсервировать завод.
Временное затишье
Жители края едут на вахту не только напрямую связываясь с работодателем, но и через частные кадровые агентства. У каждого из них своя специализация. Кто-то отправляет работать людей за рубеж, кто-то на Север, кто-то на Камчатку.
- Мы набираем специалистов на рыбозаводы восточного побережья Камчатки, - пояснила гендиректор кадрового агентства "Вакансия 22" Наталья Уланова.
В путину, когда идет красная рыба, рабочие-вахтовики получают от 30 до 90 тысяч рублей в месяц. На круглогодичных заводах зарплата - от 45 до 60 тысяч рублей.
Сейчас, по словам Натальи Улановой, на предприятия Камчатки требуется 600 рабочих, но желающих не так много.
- В прошлом году мы на большинство заводов заявки закрыли, а сейчас не хватает людей. Возможно, люди ждут, когда стабилизируется ситуация с коронавирусом. Может быть, некоторые опасаются, что будет повторение путины прошлого года. В 2020 году рыбалка была плохой, на восточное побережье рыба не зашла. Такая аномалия уже случалась 20 лет назад. Но на этот год специалисты дают хорошие прогнозы, - поясняет Наталья Уланова.
В регионе
Работодатели Алтайского края испытывают потребность в специализированных рабочих кадрах, таких как слесари, операторы станков с ЧПУ, монтажники и многие другие.
По словам директора по корпоративному развитию и управлению персоналом ООО "Межрегионэнергосервис" Виктора Черкасса, в крае в большом дефиците монтажники ремонтно-монтажных участков.
- Это проблема не только наша, а всех компаний, которые занимаются ремонтом и монтажом энергооборудования, - говорит он. - Специфика работы монтажников в том, что нужно уезжать в командировки надолго от семьи. И хотя зарплата вахтовика намного больше, чем у тех, кто работает стационарно, примерно 60 тысяч рублей, не многие на это идут. При этом в крае нет учебных учреждений, где бы обучали специальности. Мы общались неоднократно с представителями власти, говорили о том, какие специалисты нужны, но пока вопрос не решен.
Сейчас компания не испытывает глобальной нехватки кадров.
- Мы занимаемся ремонтом энергетического оборудования. Демонтируем старые котлы и устанавливаем современные. Новичок с этим не справится, тут требуется опыт, поэтому мы стараемся закрепить уже имеющиеся кадры на предприятии, - поясняет руководитель подразделения.
Но что будет через десяток лет, когда опытные специалисты начнут уходить на пенсию? Где взять новых? Этим вопросом руководство компании задается уже сейчас.
Управляющий ООО "Тейси" Максим Байкалов рассказал о трудностях с подбором кадров на своем предприятии.
Компании постоянно требуются грузчики, разнорабочие. Это специальности, где по большей части работает молодежь.
- Проблемы с кадрами начались с 2019 года, в прошлом году пришлось нанимать компании, которые оказывают услуги по подбору рабочих кадров. С ноября 2020 по январь 2021 года было 50 процентов незакрытых вакансий. Одна из причин - отток молодежи из края. Кто-то уходит из разнорабочих туда, где свободный график, например в курьеры.
- У нас хорошая зарплата на предприятии, в среднем 30 тысяч рублей. Но молодежь не хочет работать по режиму с 8 до 17 часов. А у курьеров свободный график, два часа отработал - взял перерыв. Грузчики, разнорабочие сильно за свое место не держатся. Понимают, что мы их снова возьмем. Например, когда начинается дачный сезон, некоторые увольняются, а в сентябре снова приходят, - пояснил Максим Байкалов.
Мечты и реальность
Как отметила директор консультационного кадрового агентства "Жираф" Жанна Крамарева, дефицит у предприятий края сейчас наблюдается по всем квалифицированным кадрам.
- Недавно мы встречались с руководством крупного производства, там требуются слесари, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ. И это системная проблема для всего края. Что касается нашей специализации (агентство занимается подбором кадров от младшего персонала офисных сотрудников до управленческого состава), то наблюдается дефицит бухгалтеров, менеджеров по продажам, маркетологов, SMM-специалистов, инженеров, технологов, начальников производств, - говорит Жанна Крамарева.
Большой отток специалистов из Алтайского края в 2020 году приостановился, но это ненадолго. Был период, когда уезжала только молодежь, в основном программисты, менеджеры по рекламе, маркетологи. Сейчас уезжают зрелые специалисты, которые не могут найти здесь достойную зарплату. Это главбухи, коммерческие и технические директора, малое предпринимательство. Кто имеет возможность, работает на Москву и Санкт-Петербург по удаленке.
- Для нас не такая сложность найти клиента, которому требуется работник, сложнее закрыть вакансию. Прошлый год прошел под знаком "не время что-то менять". В ситуации нестабильности люди дорожили тем, что имеют, и не рисковали, потому что у всех кредиты, ипотеки. Сейчас эта тенденция немного изменилась, рынок ожил. Правда, уровень ожиданий кандидатов на вакансию и уровень предлагаемых работодателем зарплат по-прежнему не совпадают, - отмечает руководитель агентства.
Что ж, понаблюдаем за рынком труда и расскажем читателям, как дальше будет меняться ситуация.