Как сохранить свой бизнес, несмотря на антикоронавирусные ограничения
Предпринимательница из Табунов нашла способ, как сохранить свой бизнес, несмотря на антикоронавирусные ограничения властей.
Борщ от Гули
Готовить украинский борщ Гюльбаниз Азим Кызы Гулиева научилась самостоятельно, не потребовалась ей в этом ни помощь всезнающего Интернета, ни поваренная книга. И борщ этот посетителям кафе "Гурман", расположенного в центре села Табуны, понравился однозначно, да и самой Гюльбаниз, или, как ее чаще зовут посетители кафе, Гуле, тоже.
- У нас дома в Ленкорани, откуда я родом, борщ или щи не едят, а здесь это самые привычные блюда, вот я и решила научиться их готовить. Получилось. Люди говорят: "Как наш". Я его сама часто делаю и ем.
До того как научиться готовить борщ и вообще заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью, Гюльбаниз вместе с мужем торговала на табунском базаре, а потом, когда дела с торговлей пошли все хуже, решила открыть кафе, а муж ее в этом деле поддержал.
Одним из основных постулатов для успешно занимающегося любым бизнесом человека является трудолюбие, а его Гулиевой было не занимать. Еще девчонкой трудилась на совхозных полях в Азербайджане, вышла замуж, а потом... А потом, еще в 1994 году, пришлось им бежать из родных краев от войны... Конечной точкой путешествия стало алтайское село Табуны.
С базара - в вагончик
- Когда мы торговали на базаре, то доходов хватало, чтобы каждый год съездить проведать родные места, - рассказывает Гюльбаниз.- Но с тех пор как я открыла кафе, побывать на родине ни разу не удалось. Все накопления уходят в развитие производства. Но и на базаре больше не было смысла торговать: там сейчас всего несколько человек стоят и зарабатывают они на этом очень мало. Так что правильно все сделала.
Поначалу Гулиева вместе с подругой, арендовав вагончик, занялась выпечкой пирожков, и продукция их за свои высокие вкусовые качества сразу же стала пользоваться спросом. Правда, подруга Гули работала с ней вместе всего полгода, потом ушла из-за болезни ребенка, но дело Гулиевой при этом только расширялось.
К Гюльбаниз стали обращаться люди с просьбами отметить то или иное мероприятие в ее кафе. Так в меню "Гурмана" появились салаты, множество вторых блюд, пицца и шаурма, а потом и борщ, и щи.
В 2017 году, почувствовав уверенность в своем деле, Гулиева решила выкупить арендованное ею два года назад помещение и начать его перестройку. Была проделана огромная работа: создание новой скатной крыши, расширение банкетного зала, увеличение кухонной площади, строительство холодного цеха, туалета, раздевалки, кочегарки, полная замена систем отопления и вентиляции, установка удобной барной стойки и видеонаблюдения. Весь процесс и некоторые моменты строительства Гюльбаниз брала под контроль и принимала в этой работе непосредственное участие.
А работать упорно и помногу она привыкла с малых лет. Как рассказывает предпринимательница, с детства ее и других детей в семье, имеющей большое подсобное хозяйство, родители приучали к труду, причем не принуждая и не заставляя. Просто дети видели, как трудно приходится папе и маме, и старались во всем им помочь, потому многому и научились. Уже в Табунах, еще до открытия кафе, на птичнике Гулиевой было до 300 кур, потому вопроса о том, что будем есть завтра, никогда не возникало.
Выручил хлеб
Но без проблем, конечно, никогда дело не обходилось. Однако главное ведь не в них, а в умении находить пути решения. Так как после начала пандемии работать "Гурману" стало затруднительно, посещать кафе и столовые власти запретили, то, по признанию Гулиевой, она просто плакала от бессилия и хотела уже закрыть свое заведение, но выручил... хлеб.
Гюльбаниз вспомнила, как пекли его дома в Азербайджане для своей семьи, как это делала ее мама, и стала в обычной печи выпекать самый настоящий домашний пресный хлеб с его неповторимым запахом и вкусом. Пекли когда-то подобный хозяйки и в наших алтайских деревнях, и те, кто хлеб этот ел, не забудут его вкус никогда.
Сначала вместе с дочкой Хаялой и еще одной работницей кафе замешивали тесто вручную, затем Гулиева сумела приобрести тестомес, что значительно облегчило работу женщин. И хотя говорить о какой-то более-менее приличной прибыли в работе кафе сегодня пока не приходится, Гюльбаниз Гулиева на жизнь не сетует. Встает в пять часов утра, а то и еще пораньше, топит печь, ставит хлеб и, как принято говорить, крутится и крутится как белка в колесе до... В общем, до какого часа потребуется.
И "Гурман" держится. Благодаря хлебу, постоянным посетителям, всегда свежим продуктам, душевному обслуживанию. И это притом что в течение последних пяти лет цена на выпекаемые здесь пирожки не выросла ни на рубль.
- Я привыкла к трудностям, где их не бывает? - философски подытоживает наш разговор Гюльбаниз Гулиева. - Бог дает нам силы, люди нас уважают, продукцию нашу кушают с удовольствием, и нам на хлеб хватает. Чего еще человеку надо?
Фото Ильи ШМАЕНКОВА.