В Молодежном театре Алтая поставили мрачную комедию об ирландском захолустье
Молодежный театр Алтая в новогодние каникулы представил премьеру спектакля "Сиротливый Запад" по пьесе Мартина Макдонаха. Жанр новой постановки режиссер Андрей Воробьев обозначил как "ирландская комедия". Для артиста МТА это уже третья режиссерская работа на барнаульской сцене, но на сей раз он взялся, пожалуй, за самый сложный материал. Макдонах - трудный драматург для любого постановщика, даже если непрерывно держать в уме: то, что нас ужасает в его текстах, не более чем мрачный ирландский юмор.
Снова ружье...
В пьесе на четырех актеров три главных персонажа. Молодые братья Конноры, Вэлин (Иван Протасов) и Коулмен (Анатолий Медянцев) - обитатели захолустного Линейна и, прямо скажем, не столпы местного общества. Они находятся в состоянии перманентной войны: жестоко ссорятся из-за выпивки и чипсов, своего основного рациона, не упускают случая унизить друг друга и делят небогатое наследство недавно погибшего отца. После похорон к ним частенько заглядывает местный католический священник отец Уэлш (Андрей Одинцов), тоже пьяница, про которого все в городке доподлинно знают, что у него очередной кризис веры. Четвертый персонаж - местная старшеклассница Гэлин (Анастасия Данилова), которая и снабжает братьев алкоголем. Весело, не правда ли?
Сцена в точности воспроизводит то, как видел место действия драматург: гостиная старого запущенного фермерского дома с камином, уставленным пластмассовыми статуэтками святых, потрепанная мебель, фотография собаки в рамке. Почти все предметы и поверхности помечены большой буквой V, то есть принадлежат Вэлину. На стене над камином - многозначительное ружье, а над ним кривовато висит католическое распятие.
За кадром этой истории ружье уже сыграло свою роль: из него Коулмен Коннор и застрелил отца - случайно так получилось, вот и Вэлин подтвердил, он - единственный свидетель. Чтобы не видеть сомнительности всего происходящего, нужно крепко зажмуриваться - или очень много пить, чем и занимается несчастный отец Уэлш, у которого в приходе и без того праведников не найти. Но что, если его личностный кризис зайдет слишком далеко и священник решится на крайние меры, чтобы спасти хотя бы две заблудшие души?
Барнаульским зрителям Мартин Макдонах скорее уж известен как киносценарист и режиссер культового фильма "Залечь на дно в Брюгге" и оскароносных "Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури". Если вы их видели, значит, знаете его стиль. А вот с пьесами ирландца барнаульские театралы едва ли знакомы.
До сих пор здесь видели только его "Королеву красоты": свою кукольную версию привозила на фестиваль "Зазеркалье" новосибирский режиссер и педагог Эльмира Куриленко. А прошлой весной на фестивале самостоятельных работ в том же Молодежном театре сыграли "Королеву красоты" в постановке Татьяны Тимофеевой с Любовью Хотиевой и Юлией Юрьевой в главных ролях, и тот спектакль, смешной, пугающий и тонкий, при всей своей эскизной природе с неожиданной легкостью брал зрителя за живое.
А вот для постановщика Андрея Воробьева Макдонах - не чужой автор. Воспитанник АГИКа несколько лет играл главные роли в известном на всю страну пермском театре "У Моста", который знаменит еще и тем, что первым открыл выдающегося драматурга для российской публики (и даже несколько лет проводит большой "Фестиваль Макдонаха" в Перми).
Две истории
Своих самых первых зрителей режиссер счел нужным предупредить, мол, не пугайтесь, это такая комедия. Это правда, но лишь отчасти: жестокость и чернушность сюжетов у Макдонаха всегда маскирует его странную любовь и сочувствие к людям, надежду на свет, искупление или хотя бы прощение. В новом спектакле вся эта сложнейшая эмоциональная нагрузка возложена исключительно на плечи новичка труппы МТА и еще одного выходца из театра "У Моста" Андрея Одинцова, играющего огненно-рыжего отца Уэлша. Проблема в том, что, когда он не на сцене, спектакль как будто сразу лишается сердца. Возможно, это еще удастся исправить, но пока "Сиротливый Запад" распадается на две неравные истории: священника, тонущего в своем отчаянии, и двух отморозков, не жалеющих друг для друга изощренных издевательств. Но если вы задаетесь вопросом, зачем это смотреть, то для начала это и правда смешно.
Фото предоставлено МТА