В Барнауле представили вышитые иллюстрации библейских сюжетов
В краевом Российско-Немецком Доме открылась персональная выставка художницы Наталии Опариной из Нижнего Новгорода. В экспозиции - вышитые иллюстрации библейских сюжетов, выполненные в разные годы.
Впервые за Уралом
Инициатор и куратор выставки методист Российско-Немецкого Дома Наталья Белякова говорит, что это событие хотели приурочить ко Дню славянской письменности в мае, но из-за пандемии все сложилось только в декабре. Зато на открытие смогла приехать сама художница.
- Год назад с творчеством Наталии Опариной меня познакомила московский искусствовед Юлия Иванова, известный специалист в области декоративно-прикладного искусства, - говорит Белякова. - Я увидела работы и тут же загорелась желанием привезти в Барнаул эту выставку. Творчество Наталии Николаевны больше известно до Урала, так далеко она еще не выезжала и работы не привозила.
Мы стоим рядом с большеформатным панно "Первый снег" - так и хочется называть его полотном, тем более что живописные качества произведения очевидны. Пытаемся разобраться, как это сделано:
- Это же аппликация?
- Наталия работает в смешанной технике: тут и аппликация, и свободно-ходовая строчка, вышивка бисером, роспись по ткани. Кстати, к трем крупным работам в экспозиции есть комментарии искусствоведа.
А искусствовед отмечает загадочность и противоречивый характер "Первого снега", на первый взгляд, несложного. Но сюжет с едущими через ночной лес молодыми всадниками пребывает в конфликте с вышитыми по краям панно стихами Тютчева, отсылающими к Екклесиасту.
Главное - процесс
С этой выставки не получится уйти быстро, да и вряд ли захочется. И дело не только в завораживающих технических подробностях (тут бисер, а тут настоящая живопись ниточками разных оттенков), но и в том, как много символов и смыслов обнаруживается в каждой работе.
- Вы ведь делаете эскизы? - спрашиваю саму художницу.
- Подробные - нет, - говорит Наталия Опарина. - Знаете, есть люди, ориентированные на результат, а для меня всегда главное - процесс. Я могу записать свою идею словами или сделать какую-то почеркушку, которая потом даже не выльется в крупную работу.
Вот здесь есть обычный крест и диагональный, - художница показывает композицию орнаментального панно в технике прорезной аппликации. - И этого мне хватило, чтобы начать работать... Но если источники вдохновения могут быть разными, то принципиально важен для меня "момент внутренней тишины", как я его называю. Я как бы смотрю в себя и вижу картинку полностью.
Незримое присутствие
Получив профессию экономиста, Наталия вышла замуж за живописца.
- Может, я была бы прекрасным финансистом, просто дорога повернула сюда, и я по ней пошла, - улыбается она. - Надо сказать, если мой муж тонко чувствует текстуру самой краски, то я вдохновляюсь от фактуры ниток, от текстиля. У них есть своя тактильность, которая мне приятна.
Впрочем, с материалом приходится искать компромисс. Текстиль обладает силой, потому что он... бесстрастный. "Иногда закрываешь глаза, видишь всю картинку, и кажется, что она идеальна. Начинаешь подбирать материал, а он уводит в другую сторону".
- Художники выражают мысль визуально, все, что мы говорим, - вторично. По большому счету, художнику нужно молчать, - замечает Наталия Опарина. - Мы ставим вопрос, приходит зритель, и неважно, как он будет отвечать, главное, идет процесс поиска ответа.
Но на открытии выставки у барнаульской публики все же была возможность услышать из первых уст, как она работает над вышивками, и убедиться, что ничего случайного в них нет. Например: "В самом центре панно "Трапеза" - пустота, и это неслучайно. Она необходима как пауза в музыке, - рассказала Наталия. - В ней содержится тайна, такой вопрос веры. Атеисты говорят: "Мы же не видим Бога", - то есть видимое отсутствие. А верующие говорят о невидимом присутствии, и оно для них не требует доказательств".
Выставка будет работать до 30 декабря.