Новости и события » Культура » Чем запомнилась лаборатория по современной драматургии

Чем запомнилась лаборатория по современной драматургии

Чем запомнилась лаборатория по современной драматургии

В Барнауле прошла лаборатория по современной драматургии Государственного театра наций (Москва).

Ее участниками стали четыре режиссера из Москвы и Санкт-Петербурга и три алтайских драматических театра. Целей было две: актерский тренинг по сценической речи и сцендвижению и выпуск четырех эскизов спектаклей, которые создавались с нуля за четыре-пять дней. Из-за пандемии билеты на показы не продавались, а зрителями стали сотрудники театров и студенты творческих вузов. Они же после спектаклей обсуждали увиденное и голосовали: продолжить работу или "забыть, как страшный сон".

Вечеринка или поминки?

На импровизированной сцене - огромные мухоморы, под сенью которых музицируют, поют и курят кальян молодые люди. Вокруг барабан, гитара, синтезатор и детские санки. Вечеринка идет давно, и все немного устали. Так начинается спектакль-эскиз "КЯППК" (или "Как я простил прапорщика Кувшинова"), поставленный режиссером Кириллом Вытоптовым с артистами краевого театра драмы им. В.М. Шукшина по пьесе Ивана Антонова.

Антонов - музыкант, пьеса - дебютная, а история мужского кризиса среднего возраста превратилась в "песню в четырех куплетах и трех припевах". Режиссер Вытоптов предупредил публику: "Ничему не удивляйтесь. Возможно, что одного персонажа играют несколько человек".

Действительно, главного героя - 37-летнего музыканта Толика играли Дмитрий Плеханов и Максим Пивнев. Жену Люду, от которой он уходит в самом начале, - аж семь молодых актрис краевой драмы. Сцена их скандала проигрывалась, кажется, четырежды, и всякий раз по-новому. Расставшись с женой-менеджером и завязав с музыкой, Толик идет работать в такси. А потом и вовсе едет в Воронеж - пить и мстить прапорщику Кувшинову. Давно, когда Толик служил, тот разбил его гитару, и эта обида не забылась. Еще у Толика умер отец и теперь все время ему снится. Впрочем, Толик тоже в конце погибает в пьяной драке со случайными попутчиками.

Зрители приняли эскиз единодушно доброжелательно и увидели в нем щемящее одиночество и жизненный тупик, невысказанную нежность и любовь к родителям, инфантильность, ностальгию, а еще замечательную музыкальность барнаульских артистов, импровизацию и свободу.

- Где я, на поминках? - задавалась вопросом педагог и режиссер Анна Вахрамеева. - Удача этой работы в том, что я услышала современного человека в таком подвешенном состоянии между жизнью и смертью.

Зачем ходить в театр

Зато эскиз "Когти в печень" питерского режиссера Ярослава Рахманина с артистами Бийского драмтеатра расколол публику на два лагеря. Одноименная пьеса Юрия Клавдиева (автора сценариев к сериалу "Школа" и фильму "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики) превратилась в жесткий, но остроумный черно-белый комикс. По сюжету в доме-интернате гаснет свет, а когда вновь загорается, наружу вылезают постыдные тайны педагогов, перепачканных мелом.

Как сказал арт-директор лаборатории, известный театральный критик Олег Лоевский, сюжет был взят из жизни: дети в интернате сделали своему другу инвалидную коляску, о ней написали СМИ, их пригласили на выставку. Но вместо детей поехали педагоги, которые по пьяни сломали коляску, а мальчику сказали, что она попала в аварию. В пьесе дети начали мстить, а учителя проявили себя по-разному. Одни зрители увидели в этом правду жизни, другие - политическую подоплеку и чернуху.

- Здесь нет вообще ничего живого. В театр мы ходим, чтобы чему-то научиться, размышлять. Зачем нам такой театр? Это не художественное преображение! - возмущалась барнаульский театральный педагог.

- Чем примечательно сегодняшнее обсуждение: оно обнажило, чего мы ждем, когда идем в театр, - заметил Лоевский. - Есть такое "культурное" посещение театра - "сделайте мне красивую жизнь". И оно имеет право на существование... Но театр не может ничему научить. Он говорит о добре и учит добру. И где добро? Все знают правила дорожного движения, но сколько человек их нарушает? Это вопрос не добра и зла, а серьезной внутренней ответственности и нравственной работы.

Главное - процесс

Бийчане, кажется, стали главным открытием лаборатории. Директор городского драмтеатра Ольга Малявина напомнила "АП", что год назад Театр наций уже проводил в Бийске свою лабораторию:

- Нам безумно понравилось. Самое ценное - возможность попробовать современную драматургию и познакомиться в работе с новыми режиссерами. В прошлый раз к нам приезжали Алексей Забегин и Георгий Цнобиладзе, и мы захотели сотрудничать с ними обоими. Георгий уже поставил у нас "Хануму", Алексей приедет в следующем году. Сейчас смотрим других режиссеров: а вдруг? (Улыбается.) Пользуемся всеми возможностями, впитываем как можно больше.

В этот раз ученик Льва Додина Георгий Цнобиладзе работал с артистами краевого театра драмы над эскизом по сентиментальной пьесе Ксении Драгунской "Дождись дождя". Зрителей усадили на поворотный круг основной сцены театра, а действие происходило вокруг них на поворотном кольце, по которому житель московского многоквартирного дома по прозвищу Старина (Константин Кольцов) бегал в поисках той, чье платье унесло ветром с балкона во время урагана. Круг и кольцо почти все время плавно вращались, а обычные квартиры, в которых пытались выговориться и справиться с одиночеством потерянные герои пьесы, проплывали перед глазами, как на карусели.

- Выпуск спектакля всегда нервное потрясение, а лаборатория - способ тренировать этот стресс, - признался нам Цнобиладзе. - Когда выпускаешь спектакль, предполагается, что у тебя нет права на ошибку. А лаборатория - это работа для себя, для артистов, для театра - внутренняя. Можно брать новые ходы, формы. Попробовать пьесу, которую ты бы в жизни не взял, если бы не заставили, как было сейчас. Но вдруг оказывается, что в ней что-то есть, даже интереснее, чем "Гамлет", которого ты всегда хотел поставить.

Участники лаборатории говорят, что дальнейшая жизнь эскизов зависит от многих обстоятельств. Бывает, что "черновик" становится спектаклем и живет на сцене много лет, но иногда при попытке его доработать все рассыпается.

- Меня интересует не результат, а процесс, а он нескончаем, - резюмирует критик Олег Лоевский. - Это процесс освоения профессии, включения неизвестного репертуара, знакомства с новыми режиссерами. Да, наша лаборатория ничего, кроме стресса, с собой не привозит. Но этот стресс продуктивный, он дает свободу и возможность не бояться. А результаты - внутри этих людей.

Мнения

Ольга Синеокая, актриса Рубцовского драматического театра:

- Благодаря лаборатории мы попали в такие университеты! Особенно наша молодежь. Я вижу, как она на глазах меняется на сцене и в жизни, и это навсегда.

Галина Зорина, актриса краевого театра драмы им. В.М. Шукшина:

- Было ощущение, что мы увидели не эскизы, а полноценные работы. Открываются новые формы, новые пространства. Мы и не предполагали, что можно играть спектакли в нашем фойе. Это был праздник, новый взгляд на своих партнеров и очень важный опыт.

Юрий Пашинин, актер Бийского драматического театра:

- Лаборатория принесла массу новых сведений, несмотря на большущий опыт за плечами: как работать над собой, как себя разминать. И все давалось с огромным трудом. Актеры - люди ленивые, но когда все это проходишь, хочется работать и жить.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх