Один из разработчиков ракет «Тополь» и «Сатана» родился и жил на Алтае
На днях в Москве простились с выдающимся человеком. Он ушел из жизни тихо и почти незаметно на фоне страстей по ковиду. Генерал-полковник Владимир Никитин - один из разработчиков и испытателей стратегических ракет нового поколения, таких как "Тополь", "Сатана" и других столпов ядерного зонтика России, гаранта равновесия сил в мире. Родился на Алтае в 1940 году, жил и работал в Барнауле.
Наш, алтайский
Официальные источники в некрологах лишь обмолвились об алтайском периоде жизни военачальника - мол, работал на оборонном заводе, учился заочно. Для столицы такое небрежение к корням лучших людей России - обычное дело. Восполним этот пробел.
Отец Владимира погиб на фронте. Жил он с мамой в Барнауле на съемных квартирах, один из адресов - трехэтажный дом на ул. Сизова, 43. С детства увлекался техникой, а окончив школу, стал курсантом Саратовского артиллерийского технического училища имени А.И. Лизюкова. В 1960-м начал службу в ракетном полку 19-й дивизии, в Хмельницкой области. То были годы хрущевской оттепели и... сокращений в армии, когда уходили на вольные гражданские хлеба и юные лейтенанты, и седые фронтовики, чей опыт был "обнулен" в одночасье.
Не видел Владимир Никитин перспектив в армии в такое время, но и гражданским человеком не стал. Поступил легко - с хорошей технической подготовкой! - в Новосибирский электротехнический. А параллельно с заочной учебой в НЭТИ работал на Барнаульском радиозаводе, собирал секретную аппаратуру для армии. Еще не зная, что не с заводом, а с РВСН все же будет связана его дальнейшая жизнь.
В армию был призван вторично в 1966-м, в Державинске (Казахстан) сразу принял должность старшего инженера группы испытаний и регламента пусковых установок технической ракетной базы (ТРБ).
Провинциал
Родственник Никитина по женской линии семьи - главный врач городской больницы № 11 Барнаула, профессор, доктор медицинских наук Андрей Александрович Коломиец. Он сообщил "АП", что его супруга - племянница жены Владимира Алексеевича, Риммы Ивановны:
- В Барнауле у Никитиных родилась дочь Елизавета. А потом начались переезды из гарнизона в гарнизон, но Алтай не забывали, любили его, проводили здесь отпуска, даже когда уже осели в Москве. Владимир Алексеевич был знатным шишкобоем, сам бил и лущил шишку. Орехами снабжал и нас, и друзей. Они всегда обижались, если кто-то из алтайской родни, бывая в командировках в Москве, не заезжал к ним. Хлебосольные люди. И никогда не стеснялись говорить, что вышли из провинции. А чего стесняться? Москву "сделали" именно приезжие, они много работают, а потому добиваются успеха. Думаю, руководство не случайно дает зеленый свет именно таким, без связей и протекции, пробивающимся своим умом. Уже став военачальником, каждый раз, ожидая гостей с родины, он просил привезти гостинчик.
- И что это было?
- Продукты наши алтайские, сезонные. Ароматные яблочки, изготовленный по классическим технологиям сыр, помидоры "бычье сердце", картошечка розовая, рассыпчатая... Продуктов такого качества в Москве не было и нет.
"Пожизненный специалист"
В автобиографии Владимир Алексеевич пишет о своих командирах, о людях, с подачи которых он стал "пожизненным специалистом в области эксплуатации тяжелых ракет, со всеми проблемами и тайнами, был посвящен в работу промышленных и конструкторских организаций ракетостроения, близко познакомился с руководителями предприятий, служб гарантийного надзора, министерств и ведомств".
С командармом 31-й ракетной армии Иваном Шевцовым и генеральным конструктором самых мощных в мире ракет Владимиром Уткиным Никитин познакомился в КБ "Южное" в Днепропетровске в 1974 году. Тогда впервые был поставлен на опытно-боевое дежурство тяжелый ракетный комплекс Р-36М (по классификации НАТО - SS, названный американцами "Сатаной") в полк, дислоцированный в Оренбургской области. Страна получила новое стратегическое оружие с заданными тактико-техническими характеристиками - мощный фактор сдерживания в противостоянии крупнейших ядерных держав. В истории эксплуатации этого класса ракет не было ни одной катастрофы, несмотря на "начинку", требующую особой осторожности при обслуживании.
Хотя, конечно, есть в летописи РВСН трагедии. Сказывались и несовершенство вооружения конца 60-х - начала 70-х, и пресловутый человеческий фактор, банальная небрежность и недисциплинированность при эксплуатации мощного арсенала. Такие аварии случились в Пермской области, в Красноярском крае и, увы, на Алтае. Вот как ее описывает Владимир Никитин в своих мемуарах:
- На одной из пусковых установок в Алтайском крае при выполнении доработок специалист завода допустил неадресную пристыковку трубопроводов. В результате при подаче под высоким давлением воздуха на борт разрушились баки, ракета взорвалась. Опытный работник заводского ОТК попросту не заметил брак в работе слесаря, а затем и техники ТРБ недосмотрели. Подобных предпосылок к авариям было достаточно, в основном там, где хромала технологическая и исполнительская дисциплина, а действия номеров расчета никто не контролировал. Однако была и другая правда. Конструктивное исполнение аппаратуры того времени не имело технической защиты от случайного перепутывания электроразъемов, пневмо- и гидрокоммуникаций.
Изнанка "демократии"
А теперь - о том, каким видел 90-е с их "идеологией демократии" наш именитый земляк, о котором на родине теперь почти никто и ничего не знает.
- Развалилась на части некогда крепкая промышленная кооперация. Преобразовавшись в полукоммерческие структуры, она значительно ослабла. Ветер перемен унес в небытие Министерство общего машиностроения, а вместе с ним госнадзор за комплексами РВСН. Растворились мощные конструкторские и управленческие кадры, стоявшие у истоков создания комплексов. Генеральный конструктор Уткин вынужденно покинул свой пост, не востребованным для обороны страны оказался и командарм Шевцов. Сильнейшие потрясения испытали войсковые части РВСН, сокращенные до основания. Губительным стало несоразмерное требованиям безопасного поддержания боеготовности такого арсенала сокращение бюджетных средств. Все больше витали в воздухе пацифистские настроения, провоцируя ощущение их ненужности в связи с приближающейся ликвидацией по договору с американцами. Такие настроения охватывали и войска...
В 2000 году прекратила свое существование и одна из дивизий РВСН, дислоцировавшаяся на Алтае. А когда вскоре мнимая дружба с потенциальным противником дала течь по всем швам, слава богу, здравый смысл возобладал, военачальники новой России вновь обратились к "старым" советским разработкам, состоявшимся во многом благодаря Владимиру Никитину, человеку с Алтая. Было бы здорово, если бы память о герое земляки увековечили, например, памятной доской на доме в Барнауле, где он жил.
Справка
Владимир Никитин - генерал-полковник, доктор технических наук, профессор, академик Академии военных наук, лауреат премии Правительства РФ и четырежды заслуженный специалист ВС СССР, создатель космической техники, испытатель космодрома Байконур. Родился 22 апреля 1940 года в селе Топучая Шебалинского района Республики Алтай. Окончил СВВКИУ РВ, НЭТИ, Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Вехи службы: Хмельницкая ракетная дивизия, Главное управление эксплуатации ракетного вооружения, заместитель Главкома РВСН по вооружению. Ордена: "За заслуги перед Отечеством", Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За военные заслуги", медаль "За боевые заслуги". Воспитал дочь Елизавету и сына Вадима. Внуки: Алина, Владимир, Таисия, Виктория, Елизавета.