Семьям в Алтайском крае бесплатно помогут преодолеть кризис в отношениях
В Барнауле и ряде районов Алтайского края запущен проект "Азбука преодоления семейного кризиса". ЗАГС совместно с АРОО "Центр социального развития семьи" и некоммерческим партнерством "Сибирский центр медиации и права" бесплатно будет урегулировать семейные конфликты.
Добрая комната
Это не первый проект медиаторов. В 2018 году был запущен проект "Алтай - территория примирения".
На площадках ЗАГСов были открыты комнаты примирения, которые функционируют до сих пор. В них специалисты работали с семьями, находящимися в стадии развода. За этот период более 200 человек обратились за помощью. Наталья Чурсина, медиатор, рассказала об успехе проекта.
- Деятельность некоммерческих организаций отличается тем, что мы более гибко реагируем на запросы общества и окружающие реалии. А благодаря поддержке Фонда президентских грантов и Управления юстиции Алтайского края мы можем действовать более масштабно. Успехом проекта мы бы считали помощь даже одной семье, но за три года взаимодействия таких семей уже гораздо больше, - говорит Чурсина.
Идея создания такой комнаты пришла, когда специалисты увидели статистику разводов в Алтайском крае. Практика показывает, что в 70% случаев конфликт удается урегулировать и заявление, поданное на развод, является только сигналом о том, что у семьи есть нерешенная проблема, а не истинным желанием разорвать семейные отношения.
После этого проекта медиаторы решили "расшириться" и помогать всем членам семьи, то есть участвовать в урегулировании не только конфликтов пар, находящихся в предразводном состоянии, но и любого семейного конфликта.
"Важно понимать, что наша работа - это не волшебство, не манипуляции сознанием, а процедура, при которой мы выясняем интересы конфликтеров и доносим эти интересы до каждой из сторон. И когда они их знают, понимают, им легче найти решение проблемы", - отмечает медиатор.
"Альтернатива переговорам"
Наталья занимается медиацией восемь лет. У нее есть высшее юридическое образование, квалификация магистра в сфере социологии конфликта и дополнительные курсы повышения квалификации, необходимые для осуществления медиации на профессиональной основе.
Чтобы работать в этой сфере, не обязательно быть психологом, достаточно наличия любого высшего образования и специальных курсов повышения квалификации. Но профессия медиатора сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Медиация - это альтернативный способ урегулирования конфликта. Но не всегда семейного: медиаторы центра участвуют в урегулировании трудовых, корпоративных, имущественных конфликтов, иногда и судебных. Так, после работы со специалистом конфликтующие либо возвращаются в суд с проектом медиативного соглашения, либо дальше продолжают разбирательство.
Одним из условий проведения медиации является наличие всех спорящих сторон.
"Часто бывает ситуация, когда кто-то звонит, допустим жена, и рассказывает, что не хочет разводиться, но муж идти на примирение не хочет. Тогда медиатор может позвонить другой стороне и предложить обратиться к нему. Элементов принуждения нет, и это хорошо. Человек делает шаг к примирению по доброй воле. Иначе медиация потеряет тот смысл, который был в нее заложен", - объясняет Чурсина.
Также важно понимать, что в работе медиатора все конфиденциально. Он даже не может быть допрошен в качестве свидетеля в суде.
"Бывает, что когда ты говоришь наедине с одним из конфликтующих, то узнаешь важную информацию для решения спора, но рассказать ее можно только с разрешения другого.
Бояться медиации не следует. Прежде чем принимать серьезные решения, идти в суд, лучше попробовать мирно решить конфликт", - добавляет Наталья.
А конфликты могут быть разные. Даже такие, которые кому-то кажутся абсурдными.
Двойное имя
"Как-то раз у мужа и жены был спор об имени родившегося ребенка. Родители не могли договориться в ЗАГСе, ругались. На приеме у медиатора папа и мама приводили свои доводы, насколько важно назвать именно таким именем. Стороны услышали друг друга и поняли, что нужно найти вариант, который устроит каждого. Теперь у мальчика двойное имя", - рассказывает Наталья.
Мы делили апельсин
Представьте себе ситуацию: сын и дочь спорят из-за апельсина. Как решит эту проблему мама? Разделит его пополам. Но при этом дети останутся недовольны. Почему? Все просто. Мы не знаем, для чего им нужен был фрукт. Девочке нужна была цедра для кекса, а мальчику сок. Конфликт можно было бы решить иначе, если бы все поговорили друг с другом.
"Медиатор не навязывает личное мнение. Он лишь пытается донести до людей переживания каждого. Поэтому работа проходит со всеми, а затем с каждой из сторон по очереди.
Бывает, что люди приходят с разными проблемами, а думают, что с одной. Только через разговор можно понять, что не устраивает человека", - говорит Наталья.
При этом в некоторых случаях конфликтующие стороны могут прикрыться мнимыми причинами конфликта. Например, посчитать его межэтническим.
Наталья рассказала, что межэтнические конфликты - это в основном конфликты ценностей. Бывает, что спорящие стороны прикрываются межнациональной неприязнью, а на самом деле причиной становятся бытовые, экономические мотивы, несходство характеров или человеческие слабости. Она привела пример конфликта в одном из студенческих общежитий, когда обиженный парень, студент из Таджикистана, попытался свести все к межнациональной неприязни. Однако медиатор выяснила, что участниками конфликта были в основном его соотечественники, а настоящая причина - нежелание парня убирать в комнате, мыть пол.
Наталья АНДРОНОВА.