О чем фильм «Два папы» и почему его стоит посмотреть
Фильм бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша "Два папы" будет интересен зрителю, соскучившемуся по чистому и светлому кино.
Одно из главных событий для верующих - выборы нового Папы Римского. Фильм начинается с похорон Иоанна Павла II. В этот момент католическая церковь испытывает некий кризис власти. Все понимают, что церковь несколько оторвана от современности, и от того, кто станет новым папой, зависит, по какому пути, ортодоксальному или реформаторскому, пойдет церковь. В качестве кандидатов выдвинуты два кардинала - Хорхе Марио Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса (актер Джонатан Прайс), и Йозеф Ратцингер из Германии (актер Энтони Хопкинс).
Бергольо - реформатор, он выходец из разночинцев, любит жизнь, танцует танго и смотрит футбол. Ратцингер, представитель традиций Старого Света, выступает за преемственность канонов церкви, книжный червь, изучающий жизнь по книгам.
Кардиналы выдвигают на папство Ратцингера, он берет себе имя в честь святого Бенедикта. Для Бергольо приход на папство Ратцингера означает, что официальная линия церкви больше не совпадает с его личной позицией, и он просит отставки у нового Папы Римского.
По закону кардиналы могут сложить свои обязанности раньше определенного возраста только по болезни. Но Бергольо здоров, и поэтому Бенедикт XVI его отставке всячески сопротивляется. В газетах еще не утих скандал по поводу новой книги Папы Римского, где он дает пояснения по поводу отношения официальной церкви к случаям педофилии, в которых замешаны католические священники, а тут новый повод для прессы поговорить о Бенедикте XVI, отставка кардинала, бывшего главного претендента на кресло папы. Сначала понтифика волнует только это, но долгие беседы со своим оппонентом заставляют его самого измениться и принять историческое решение - отречься от папства. На исповеди Бенедикт XVI признается, что однажды не пошел до конца, не отдал в руки церковного правосудия священника, которого обвинили в педофилии. Того просто перевели служить в другое место. Эта история до сих пор мучает его. Бергольо, в свою очередь, делится с Папой Римским своей давней душевной болью. В молодости его обвинили в поддержке проамериканской хунты, а также в том, что в застенках оказались два аргентинских священника. Он не считает себя причастным к деяниям хунты, но до сих пор не может себе простить, что не смог спасти товарищей.
Бенедикт отрекается от папства, и вместо него действительно избирают Бергольо, он принимает имя в честь святого Франциска. На своем посту он борется с фарисеями, отказывающимися крестить младенцев, рожденных вне брака, организует молитвы католиков через телемост, много ездит по миру, общается с простыми людьми. Он отличается скромностью и аскетизмом, отказывается от многих привилегий, положенных папам.
А дружба двух понтификов продолжается, об этом, в частности, говорит удивительно теплая сцена в конце фильма: два папы смотрят футбол, где аргентинцы проигрывают немцам. Папы улыбаются, едят пиццу и запивают ее напитком, напоминающим пиво.
В главных ролях - Джонатан Прайс и Энтони Хопкинс. Критики резонно замечают, что актерам, которые решатся сыграть пап после картины "Два папы", придется трудно. Как переиграть двух гениев? Сходство с прототипами в умении говорить, держаться, жестикулировать, внутренний психологизм монологов и диалогов -
все это трудно повторить за великими актерами, а тем более превзойти их в мастерстве.
О том, что образы и прототипы похожи, говорят документальные ленты, вкрапленные в кино.
Конечно, какие-то секреты жизни пап, поступки, грехи, в которых они исповедовались, нам не дано узнать никогда. Да и надо ли? Ведь фильм не об этом, нам лишь немного приоткрыли тайны Ватикана, чтобы мы погрузились в мир, доступный избранным. Зачем? Наверное, чтобы мы задумались о вечных вопросах бытия, о присутствии Бога в нашей жизни, о совести, о помощи ближнему. Лично на меня произвели впечатления несколько авторских метафор, озвученных устами героев. Например, Бенедикт XVI перед отречением от папства заметил, что когда он задувает свечу, дым от нее опускается вниз. Понтифик размышляет над этим и говорит, что это совсем как в библейской истории о том, как Каин после убийства брата приносит жертву Богу, а дым на жертвеннике идет вниз, это значит, что Бог не принял жертву от Каина. Когда Бенедикт XVI отрекается от папства и тушит свечу, дым снова идет вверх, что означает - Бог доволен его решением.
Другая интересная метафора звучит в проповеди Франциска. Он говорит верующим о том, что мы живем в погоне за достатком, не принимая на себя вины за то, что происходит в мире. Живем, словно в мыльных пузырях, утратив одно из главных качеств - сострадание. Мыльные пузыри - красивые, эффектные, но хрупкие и имеют свойство лопаться. Фильм чем-то напоминает спектакли по чеховским пьесам. Вероятно, режиссеру важно было показать не внешние атрибуты жизни, а жизнь души.
После просмотра остается уверенность, что все в жизни будет хорошо, как после разговора с близким человеком, который тебя во всем поддерживает.