Большой Алтай показали всего в 22 работах Федора Торхова
В зале краевого Художественного музея открылась выставка "Большой Алтай Федора Торхова", посвященная 90-летию со дня рождения живописца, заслуженного художника России.
В стесненных обстоятельствах в своем временном здании музей представляет творчество одного из классиков алтайского искусства всего в 22 работах, но и по ним можно проследить его творческий путь и понять широту интересов. Куратор выставки Евгений Пешков говорит, что коллекция работ Торхова в собрании ГХМАК насчитывает без малого 80 произведений, что дает возможность каждые пять лет показывать какую-то другую грань его творчества. Нынешняя экспозиция посвящена эволюции представлений художника об Алтае.
- Говоря о Большом Алтае, мы в первую очередь имеем в виду географию творчества Федора Семеновича Торхова, - объясняет концепцию Евгений Пешков. - И здесь мы постарались разместить работы так, чтобы они в хронологическом порядке иллюстрировали его путь с самого начала, когда он, выпускник Ташкентского художественного училища, приехал на Алтай.
В 1950-х годах здесь была очень популярна сельскохозяйственная тема: еще не закончилось освоение целины и художники ездили в командировки, изображали быт сельчан.
Сельская тема - это то, с чего Торхов начинал. В основном писал портреты тружеников. Обращался и к теме города - на выставке можно увидеть пейзажи "Морозный день в Барнауле" 1959 года и "Первомайская демонстрация в Барнауле" 1964-го.
А в 1960-е интерес к сельской тематике постепенно угасает и художник находит новый источник вдохновения - Горный Алтай. Одна из первых работ - "Горные кедры" (1966) как раз включена в экспозицию, как и популярные и часто репродуцируемые пейзажи "Тальмень-озеро" (1967) и "Когда цветут огоньки" (1969).
- Большой Алтай Федора Торхова - это и Алтайский край, и Горный Алтай, и Алтай Казахстанский, Монгольский и Гобийский - огромная территория с очень разнообразной природой. И Федор Семенович сумел пересечь ее вдоль и поперек, только в китайской части не побывал, - говорит куратор экспозиции.
Об этом времени и особенностях тогдашних пленэров зрителям напоминает афиша выставки, для которой выбрали фото еще молодого Торхова на коне: с одной стороны к седлу приторочен этюдник, с другой - холсты, вокруг - впечатляющая панорама.
- Одна из фундаментальных и символических его работ - "Урочище Кок-Тау", - рассказывает искусствовед. - Когда художник писал ее в 1974 году, он не подозревал, что эта область, находящаяся недалеко от Семипалатинска, окажется за пределами нашей страны.
Евгений Пешков вспоминает, как в 2014 году ГХМАК возил этот большой пейзаж в числе других произведений на выставку "Алтай. Образ. Время", которая прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве: "Эту работу поместили на лестнице, и сотрудники московского музея были восхищены тем, как она там выразительно смотрелась, даже в шутку просили, чтобы мы оставили ее им навсегда".
А с середины 1970-х в творчество художника входит тема Монголии - он посвятил ей около 40 лет и был так очарован этой страной, что считал своей второй родиной. Об этой любви (а также об активной общественной деятельности в Обществе друзей Монголии и титуле народного дипломата) на нынешней выставке напоминают работа "Праздник на советско-монгольской границе" и ряд этюдов.
Кстати, Монголии в творчестве Федора Торхова посвящено научное исследование, которым сейчас занимается куратор выставки. Он говорит, что этот живописец достоин пристального изучения, заслуживает каталога и хорошей монографии. С Евгением Пешковым согласна директор Художественного музея Инна Галкина, которая считает, что, несмотря на весь непререкаемый авторитет и статус Федора Семеновича, его пластическая система так и не была в полной мере осознана и раскрыта.
- Когда смотришь на эти работы спустя время и чуть со стороны, то понимаешь, что это была очень серьезная эпоха в искусстве России и Алтая, - говорит председатель краевого отделения Союза художников Дмитрий Петренко. - Эти люди с искусством не шутили, это была не игра. Искусство было их гражданской позицией. Они понимали, что представляют Алтай. И, если говорить о взаимоотношениях Федора Семеновича с Монголией, то он был не просто художник, который поехал писать этюды, условно говоря, на продажу или для выставки. Это была миссия, а международные отношения вообще очень серьезное дело...
Об этом и многих других сторонах личности и творчества художника наверняка будут говорить на вечере памяти, который запланирован на 10 октября. Кроме того, в этот день состоится презентация каталога произведений Федора Торхова из собрания ГХМАК, а его электронную версию разместят на сайте музея.