В театре кукол «Сказка» завершилась работа над новым спектаклем «Все мыши любят сыр»
Режиссер Петр Васильев и художница Алевтина Торик из Санкт-Петербурга представили на суд театрального худсовета мышиную версию "Ромео и Джульетты" в декорациях старого Голливуда. И она, кажется, способна порадовать не только малышей, но и взрослых зрителей. В основе музыкального спектакля в двух частях - сказка венгерского писателя и сценариста Дюлы Урбана (российские зрители, например, прекрасно знают мультфильм "Голубой щенок", снятый по его книге в советское время).
Две равно уважаемых семьи
Это история непримиримой вражды двух семейств - серых и белых мышей, живущих на одной сыроварне. Но пока родители готовы драться на вилках, между их детьми - серым мышонком-сорванцом по имени Шома и трепетной белой мышкой Фружи - зарождается подлинное чувство. И оно, без сомнения, станет испытанием для всех персонажей. Ведь отчаянное желание мышат быть вместе приведет их на край гибели - на опасный чердак, где обитает Великий Кот-Маг с мягкими когтистыми лапами...
В спектакле помимо ироничных шекспировских аллюзий легко усмотреть и антирасистский, и чисто классовый подтекст. Серые мыши Мартон и Лиди в трактовке режиссера - явные пролетарии с простецкими манерами и тем известным семейным укладом, при котором все бытовые заботы тащит на себе жена и мать.
В то время как белые Альбин и Виолетта, облаченные в атлас и кружева, играют на белом рояле под белым же абажуром с кисточками, а мать и дочь чуть что падают в обморок. Словом, у нас тут увлекательная сказка о том, что настоящая дружба и любовь преодолевают любые умозрительные границы.
Их фильмы, их джаз
Но режиссер-постановщик - лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" Петр Васильев задает еще более широкий и увлекательный контекст: дело в том, что на сцене "Сказки"... снимается кино. С последним театральным звонком появляется властный режиссер (его играет Юрий Антипенков), а также симпатичный молодой осветитель (новичок театральной труппы Петр Кобзев) и смущенная девушка с "хлопушкой" (Нина Позднякова), которая между делом посылает осветителю красноречивые взгляды и улыбки. Мыши в этом спектакле лишь артисты, которые честно играют своих персонажей, но между дублями соревнуются, кто тут большая кинозвезда. На протяжении всего спектакля (точнее, киносъемок) почти бессловесный роман осветителя и помощницы режиссера будет бурно развиваться через взгляды и неловкие недомолвки. И все это на фоне того, что сегодня назвали бы токсичной корпоративной культурой.
Костюмы этих героев отсылают нас к самому началу становления американского кино и больших киностудий (та, что в спектакле, называется Metro Goldwyn Mouse). А в ту эпоху, оставившую нам легендарные фильмы, режиссер вполне мог помыкать подчиненными, называть помощницу милочкой и доводить до слез своими придирками. А еще, заметив, что она очень даже ничего, в обеденный перерыв уводить ее к себе под локоток...
- Спектакль построен на соединении разных времен, это так интересно! - говорит театральный критик Елена Кожевникова. - Режиссер Петр Васильев как бы возвращает нам Америку, которую мы всегда любили, потому что любили их фильмы, их джаз. А само соединение театра с кино привлекает другие смысловые пласты. Спектакль, конечно, будет интересен для малышей. Но хорошо, что он может идти и на зрителя постарше - это то, чего пока не хватает театру "Сказка". Он не фабульный, многоуровневый. По сути, он говорит, что наша жизнь бесконечна, что прошлое и будущее - в настоящем, в нас самих. А чем спектакль многослойнее, тем он ближе к искусству.
О возможности открыть свои двери для зрителей директор театра Надежда Васильева пока говорит с осторожностью, ситуация все еще неопределенная: "Мы готовы и, как только нам это разрешат, выполним все требования, чтобы создать безопасные условия для зрителей. И показать им три очень разных спектакля, которые появились за это лето в нашем репертуаре: "Все мыши любят сыр", "Легенду о добром Л." и "Дневник ленинградской школьницы".