Новости и события » Культура » Уникальную коллекцию художественного войлока презентовали в Барнауле

Уникальную коллекцию художественного войлока презентовали в Барнауле

Уникальную коллекцию художественного войлока презентовали в Барнауле

В Художественном музее Алтайского края прошла презентация уникальной коллекции художественного войлока. Автор - монгольский художник и модельер Менхсоел Батсух. В Барнауле он был проездом, но нашел время, чтобы поделиться своими секретами с местными мастерицами.

- Мы просто воспользовались случаем показать нашим зрителям, какого уровня бывает войлочное искусство, - объяснила сотрудница музея, заведующая сектором "Традиционная русская культура" Татьяна Боровцова. - Дело в том, что в конце ноября коллекция Менхсоела будет представлена в рамках большого проекта в Зимнем театре в Сочи. У себя в Монголии художник продвигает войлочное производство, разрабатывает собственный бренд. Его выставки проходят в Америке, Японии, Корее. Но в России его искусство в таком масштабе будет показано впервые.

Панно, стеганые ковры, шарфы и живопись по войлоку по случаю презентации набросили прямо поверх художественных эмалей, выставка которых проходит сейчас в ГХМАК. И оказалось, что столь несхожие материалы прекрасно сочетаются, тем более что Менхсоел Батсух, как и некоторые эмальеры, в своем творчестве постоянно обращается к теме петроглифов - древней наскальной живописи Большого Алтая.

Как признается художник, выставка в России была его давней мечтой:

- Я шесть лет учился в Московском текстильном институте, поступил в 1981 году. А недавно на конференции познакомился с русским ученым Михаилом Шишиным (известный алтайский искусствовед, профессор, действительный член Академии художеств. - Прим. ред.). Оказалось, он тоже любит наскальные рисунки. Из этого общего интереса появилась наша дружба. И вот я приехал, чему очень рад.

Визиту в Россию посодействовала и барнаульская предпринимательница Нина Глушакова - меценат и партнер многочисленных творческих проектов нашего Художественного музея. На барнаульскую презентацию она пришла в эффектном войлочном костюме авторства Менхсоела Батсуха. А ей самой принадлежала идея изготовления одной из самых броских и удивительных вещей в нынешней коллекции мастера: точной копии войлочного головного убора из древнего пазырыкского захоронения - высокой, затейливо украшенной шапки.

- Я люблю и давно изучаю скифский костюм, а он в основном был сделан из войлока, - объяснил нам художник. - Но вообще я разными вещами занимаюсь, у меня есть и войлочные игрушки, и живопись по войлоку, и современное искусство. И очень люблю ткани, ведь моя специальность - художник-ткач. Поэтому я стараюсь совмещать войлок с ткачеством, трикотажем. Можно валять и с кожей, это тоже интересный материал.

Художник рассказал: когда он был ребенком, его бабушка шила монгольскую национальную обувь и войлочные чулки. Годы спустя он обратился к ее рецепту мокрого валяния без использования мыла или кислоты, который позволяет ему существенно экономить время. И на мастер-классе для барнаульских мастериц изготовил тонкий шарф из овечьей шерсти всего за десять минут. Впрочем, есть и более впечатляющий пример: большой портрет государственного деятеля Монголии (он же - прадед художника) в технике живописи по войлоку, изготовленный буквально за несколько часов. Монохромное изображение создано из грубой овечьей шерсти специально подобранных натуральных оттенков и правдоподобно имитирует сепию старинных фотографий.

А на мастер-классе выяснилось, что художник готов щедро делиться секретами своей техники. Наших мастериц интересовало буквально все: где он достает шерсть и какую именно, сколько граммов требуется на шарфик, а сколько - на большой многослойный костюм, какой температуры использует воду и не болит ли у него спина от столь трудоемкой многочасовой работы.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх