Вирус и рапс: эксперт назвал возможные причины массовой гибели пчел в Кузбассе
Кузбасские пасечники бьют тревогу в связи с массовым падежом медоносных пчел, и специалисты пытаются понять, в чем дело. Пчеловоды винят фермеров, а чиновники - пчеловодов.
Текущим летом в Кузбассе регистрируют гибель пчелосемей, случаи зафиксированы в Ленинск-Кузнецком, Крапивинском, Гурьевском и Беловском районах, сообщили в региональном Минсельхозе. В ведомстве отметили, что для борьбы с вредителями проводится обработка полей мощными пестицидами, которые могут привести к гибели полезных насекомых, в связи с чем пчеловодов заранее предупреждают об обработке, однако это работает не всегда.
- На 1 июня текущего года в реестре числятся 1 308 пчеловодческих хозяйств. Он постоянно обновляется, но в него входят лишь зарегистрированные пасеки, у которых оформлены паспорта и все необходимые документы. К сожалению, отчетность ведут не все, и это затрудняет оповещение, - сказали в министерстве.
Внештатный консультант регионального минсельхоза по пчеловодству, член правления Кузбасского союза пчеловодов Николай Брагин добавил, что в регионе увеличиваются посевные площади рапса, а его обязательно нужно обрабатывать против рапсового цветоеда. При этом владельцы хозяйств применяли крайне токсичные препараты, отчего страдали пасеки в лесостепной зоне.
Чтобы наказать фермеров за гибель пчел, владельцам пасеки придется очень постараться, ведь придется доказывать их вину.
- Павших пчел необходимо отдать на экспертизу и с собранными документами обратиться в суд. В суде нужно будет доказать связь между обработкой поля пестицидами и падежом пчел, - указали в Минсельхозе.
По словам одного из пасечников, проблема в том, что попасть в реестр стремятся не все. Это связано с огромными налогами.
- Чтобы попасть в реестр, сначала требуется получить паспорт пасеки. Только это обойдется мне в 3,5 тысячи рублей, а нужна еще ветеринарная справка, которая за год подорожала вдвое - с десяти до 20 тысяч рублей, - рассказал Евгений, его цитирует RG.
Пчеловод подчеркнул, что с мелкой пасеки не удастся собрать столько меда, чтобы покрыть расходы.
Николай Брагин отметил, что массовый падеж пчел также может быть связан с паразитами - трахейным клещом и новым, неизвестным вирусом, однако проблем добавляет отсутствие за Уралом лабораторий по исследованию пчелиных болезней.