Новости и события » Культура » Челнинка работает в филармоническом оркестре Норвегии

Челнинка работает в филармоническом оркестре Норвегии

Челнинка работает в филармоническом оркестре Норвегии

Все решили длинные пальцы

- Рушана, где ваши музыкальные истоки?

- В далеком детстве. Изначально хотела стать балериной, но не взяли. Сказали, что слишком высокая. Потом решила: а вдруг получится рисовать? Дали задание - изобразила елку зигзагами, а рядом мальчик каждую иголочку выводил. Вердикт не в мою пользу - у меня нет фантазии. Когда с мамой выходили из школы искусств, то к нам обратилась женщина: «У вашей дочери длинные пальцы, отдайте ее на скрипку». В музыкальной школе № 2 Набережных Челнов училась у одного из лучших педагогов - Антонины Куриковой.

- Чаще всего выпускники музыкальной школы связывают свою жизнь не с музыкой, а с другими профессиями...

- И у меня был переломный период. В выпускном классе музыкальной школы, когда шла на очередное занятие, перебирала в голове разные профессии. И поняла: единственное, что хорошо понимаю, - это музыка. С тех пор был курс: сначала в среднюю специальную музыкальную школу в Казани, где училась по классу скрипки у педагога Адили Ибушевой, потом - в Казанскую государственную консерваторию, где училась у профессора Камиля Монасыпова.

- Чтобы учиться в консерватории, нужно дневать и ночевать с инструментом. А вы решили параллельно работать. Почему?

- Со словом «ночевать» - особенно, да и со всем остальным вы попали в точку. В «десятилетке» мне пришлось подтягивать игру на фортепиано. Засиживалась за инструментом допоздна, а ночевала в учительской. После усиленных занятий педагог сказала, что я довела игру до высшего уровня. Что касается работы, чувствовала силы и желание стать частью Государственного симфонического оркестра Татарстана. Мне хотелось слушать оркестр не из зрительного зала, а окунуться в мощную волну звука на сцене. Дирижер и художественный руководитель Фуат Мансуров принял меня. В оркестр взяли не сразу

- За десять лет работы в оркестре вы завоевали авторитет среди коллег, но вы принимаете приглашение из Норвегии и, по сути, уезжаете в неизвестность.

- В наш татарстанский оркестр приехал дирижер из норвежского города Берген Эспен Селвик. Так как я свободно владела немецким и английским языками, то мне доверили быть переводчиком. Гость попросил показать ему город, мы с ним быстро нашли общий язык. Через три месяца после отъезда, в 2008 году, он пригласил меня в Норвегию принять участие в проекте и сыграть «Богему» Пуччини. Будущий муж Габриэль был на этом выступлении и, по его словам, на сцене видел только мои глаза - чистого небесного цвета. После выступления по натуре скромный человек решился подойти ко мне. Мы с ним подолгу гуляли, он исполнял мне песни Элвиса Пресли. У него приятный баритон - он поет в хоре. Приезжал в Татарстан свататься к родителям. Именно Габриэль стал моим маяком, который своим светом притянул меня за границу.

- Видимо, Габриэль действительно был вашим человеком, если вы рискнули профессией и уехали в Европу, где в оркестр попасть сложно...

- Так и есть. В первое время думала, что буду работать не по специальности. Тем более когда услышала уровень исполнения филармонического оркестра Бергена. В этот момент поняла, как много мне еще нужно довести до ума. Первое прослушивание не прошла, но мне предложили участвовать в отдельных проектах. Согласилась и много репетировала дома, одной ногой качая люльку с сыном. Дети научили меня правильно распределять время. На втором прослушивании меня взяли. Эксперименты

- Работая в Бергенском оркестре, вы решились на уникальный эксперимент - запеть. На такое способен не каждый инструменталист.

- На одном из проектов должны были петь дуэтом с коллегой, но она заболела, а концерт через два дня. Я по натуре такой человек: если что-то задумала, то довожу до конца. Поэтому решилась на эксперимент - одновременно пела и играла на сцене, то есть второй голос исполняла на скрипке. Исполнила «Барколлу» Оффенбаха и «Дуэт Лизы и Полины» из «Пиковой дамы». Дальше больше - бросила себе вызов: смогу ли петь одну мелодию и в это же время играть другую? Взяла сложное произведение Баха «Erbarme dich, mein Gott», написанное для солирующей скрипки и голоса с оркестром, - и получилось. Коллеги говорили, что я перешла границы возможного.

- Второй ваш эксперимент - еще больший риск? Вас ведь могли осудить за то, что вы посягнули на музыкальные шедевры.

- Почему про сочиненную вами музыку говорят, что она ни на что не похожа?

- Это вроде детей, родившихся в смешанном браке. Их красота необычна. Смешение музыки разных стран в одном человеке дает совершенно новые композиции: татарскую музыку с европейским оттенком или норвежскую - с русским. Яркий тому пример песня «Яратам» в исполнении участницы проекта «Голос. Дети» Саиды Мухаметзяновой.

- Вы ведь еще и тот человек, который открыл норвежцам русские романсы?

- Романсы в моей жизни с детства - папа играл на гитаре, а мама их исполняла. В Бергене романсы сначала исполнялись в кругу друзей, потом на более широкую аудиторию в музыкальном салоне. И даже на классическом концерте меня просили их исполнить. Норвежцы признавались, что, не понимая русского языка, они чувствовали, о чем я пою. Кстати, с романсами связана моя победа в Гамбурге в конкурсе «Романсиада», где смогла принять участие благодаря замечательной исполнительнице Ирине Крутовой. Представила романс собственного сочинения на стихотворение Блока «Когда ты загнан и забит» и получила гран-при. Норвежско-татарская семья

- Не могу не спросить про ваших детей. Они пошли по стопам родителей?

- Начнем по старшинству. У меня есть дочь от первого брака. Виктория выбрала медицину. Два года назад ее признали лучшим студентом-биологом Норвегии. Но при этом дочь для себя решила: если родители связаны с музыкой, то и она должна ее понимать и играть на инструменте. За год обучилась игре на органе. А вот сын Тристан Давид Сафир (третье имя выбрано, потому что, возможно, он решит жить в Татарстане) рожден для сцены, он все делает легко - без страха. И зрители его понимают и принимают. С супругом отдали его на кларнет, так как в Норвегии хорошо развиты духовые оркестры. Сын - победитель многочисленных музыкальных конкурсов.

- Ну и напоследок: какая она - норвежско-татарская семья?

- Самая гармоничная и идеальная. Вот даже, например, в еде. Родители мужа, супруг и дети обожают манты. Еще одно любимое блюдо - губадия. В норвежских магазинах даже продается корт с изюмом, только по-другому называется, так как это национальное блюдо норвежцев.

Челнинка работает в филармоническом оркестре Норвегии


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх