Выставка «С любовью к Алтаю» открылась в Барнауле
В Барнауле работает выставка "С любовью к Алтаю", посвященная юбилейным датам четырех художников. В экспозиции - лучшие произведения из коллекции семьи художников и галеристов Щетининых.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения живописца и графика Федора Филонова. 95 исполнилось бы Семену Чернову, 80 - живописцу Владимиру Федосову.
90-летие со дня рождения скульптора и основателя творческой династии Прокопия Щетинина скромно отметили в прошлом году, но все же живопись и графику в этой экспозиции решили дополнить его скульптурными портретами. Тем более что скульпторов на Алтае, так уж сложилось, всегда было мало. Барнаульцам он известен как автор эскиза к памятнику жертвам политических репрессий "Прощание" на площади Свободы (эту работу завершил его сын). На нынешней выставке представлены трогательные портреты его родных.
Просветительские задачи
- Хотя каждый из этих авторов достоин большой персональной выставки в Художественном музее, мы просто не могли не напомнить о них исходя из скромных возможностей нашего выставочного зала, - говорит хозяйка галереи Ирина Щетинина. - Они были абсолютно разными, принадлежали к разным поколениям и едва ли были близкими друзьями. Мы думали: что их может объединять? Пожалуй, именно то, что все они родились на Алтае, посвятили ему свое творчество и прожили здесь всю жизнь. И в экспозицию мы отобрали работы, посвященные нашему краю.
Коллекция семьи художников Щетининых складывалась в течение нескольких десятилетий, и работы в нее попадали самыми разными путями. Многое дарили авторы - в знак дружбы и симпатии или в благодарность за помощь. Какие-то произведения пришли случайно, чаще от людей, не понимавших их ценности и не очень-то бережно хранивших. От чего-то отказывались другие коллекционеры, порой по совершенно неожиданным причинам.
Но некоторые по-настоящему выдающиеся вещи Анатолий Щетинин специально приобретал у собратьев-художников - как, например, большой пейзаж Федора Филонова "Алтай, тайга" 1981 года в редкой для местного искусства технике "тушь-перо".
- Эта работа участвовала во Всесоюзной выставке, экспонировалась в московском Манеже, что для провинциального художника - достижение, - рассказывает Щетинин. - Помню, как мне посоветовали непременно ее купить. Я вообще старался много приобретать - так и получилось, что в нашем собрании оказались эти замечательные работы.
Высокий, по-настоящему музейный уровень многих представленных произведений отметила заместитель директора краевого Художественного музея по научной работе Наталья Царева:
- Когда я вошла в зал, у меня просто дыхание перехватило, настолько здесь прекрасные работы. А ведь частная коллекция собирается зачастую случайно... К сожалению, наш Художественный музей может делать только около 30 выставок в год в нашем маленьком временном домике. И нам сложно охватить все важные даты, темы и направления. Поэтому мы очень признательны Анатолию и Ирине Щетининым за то, что они берут на себя глобальные просветительские задачи, которые достойны музея.
Притягательная сила
Гостям вернисажа рассказали о судьбе художника Федора Филонова. Он родился в 1919 году в селе Ново-Александровка Рубцовского района, не имел специального образования, только учился в барнаульской студии у художников Алексея Борисова и Сергея Розе. "Человек пришел в этот мир с талантом, а для его реализации было не так много возможностей. Но он вступил в Союз художников, участвовал в республиканских и всесоюзных выставках", - подчеркнула Ирина Щетинина.
- Он был удивительно добрым, лучистым, теплым человеком. Я вспоминаю себя начинающим искусствоведом, и Федор Андреевич рассказывал мне о художественной жизни Барнаула в 1930 годы, - рассказала Наталья Царева. - И в этой экспозиции мы можем видеть его безупречную графику пером, его акварели, его живопись маслом, отмеченную уникальным чувством цвета.
А вот Семен Чернов был одним из немногих выпускников художественного вуза в Барнауле конца 1950-х. Его творчество называют настоящим гимном живописи, а самого мастера относят к классическим "шестидесятникам", художникам так называемого сурового стиля. В середине 1960-х вместе с Владимиром Добровольским он создал большую серию "Обь целинная", которую признают шедевром сибирского искусства тех лет. Кстати, на выставке можно увидеть его работу этой поры под названием "Строится новый мост".
- Несколько лет назад я увидел работу Чернова в мастерской его сына, это был вид на Курайский хребет. Как он написал широченной кистью эти кедры!.. Я смотрел и смотрел, - вспоминает живописец и педагог Владимир Кикоть.
Коллекция работ Владимира Федосова у Щетининых особенно многочисленна, на выставке представлена лишь ее часть, за кадром осталось множество этюдов. В его живописи искусствоведы видят диалог с русским искусством прошлого и притягательную силу русского реалистического искусства.