Новости и события » Культура » Простить «Непрощенную». Уникальную постановку готовят в Алтайском театре драмы

Простить «Непрощенную». Уникальную постановку готовят в Алтайском театре драмы

Простить «Непрощенную». Уникальную постановку готовят в Алтайском театре драмы

Уникальную постановку готовят в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина - спектакль "Непрощенная" по роману Альберта Лиханова, русского писателя, общественного деятеля, основателя и председателя Российского детского фонда. Он рассказал "АП", почему именно Алтайскому краю доверил столь значимую работу.

55 лет тому вперед

- Альберт Анатольевич, как вы связаны с нашим краем?

- Кланяюсь Алтаю, хотя и бывал там лишь раз и только чуточку прикоснулся к этой чистой земле. Именно такое у меня представление о ней. Возможно, книжное, умозрительное, но мне не хочется прощаться с иллюзией Алтая как светлой, с прозрачной водой и чистым воздухом земли. Может, потому я не тороплюсь приехать к вам. Слишком много испытал разочарований - разноликих самообманов о местах и пространствах. Поберегу-ка я Алтай как заповедное место в душе своей.

- В 60-е вы работали в наших краях собкором "Комсомольской правды" по Западной Сибири. Расскажите о том времени.

- Я полтора года жил в Новосибирске в молодые свои лета. В Барнаул не ездил - там работал один из лучших собкоров "Комсомолки" тех лет Саша Яковенко, он специализировался на сельской теме. Мне же досталась научная. Новосибирский Академгородок звенел на весь мир, приходилось въезжать в темы абсолютно неведанные. Например, стал сенсацией разгон плазмы до 100 миллионов градусов в Институте ядерной физики. И сделал это Роальд Сагдеев, в ту пору 32-летний членкор Академии наук СССР. Или мой ровесник Юра Журавлев, получивший Ленинскую премию за работы в математике, носившие тогда сверхзакрытый характер. Написать об этом, показав достижение, но ничего не сказав по существу, еще нужно было суметь. Или серия публикаций о цитологии и генетике, возвращавшихся к научной жизни под эгидой Дмитрия Константиновича Беляева. С тех пор прошло 55 лет!

"Мой роман - мой отчет"

- Судьба героини романа "Непрощенная" трагична, и на сцене мы эту высокую трагедию увидим. Доверяете ли провинциальному театру?

- Что может сказать автор романа, который инсценируется не где-нибудь, а в театре, носящем имя Василия Макаровича Шукшина, в алтайской обетованной стране... Если говорить по чести, не знаю, что из этого получится. Мое сочинение опубликовано в "Нашем современнике", несколько раз издано книгами и переведено в разных странах. А теперь московский режиссер-постановщик взялся ставить его в Барнауле. И я трепещу. Согласитесь, между прозой и сценой - непростая дистанция. Ставят инсценировку люди молодые, спасибо им за это. С другой стороны, есть и опасения - как получится? После переговоров и некоторых несогласий я понял, что моя доля - отдаться на волю постановщиков, намеренных показать свое прочтение моей истории. Романа о девочке, оказавшейся в немецком концлагере, готовой к гибели, теряющей мать. Судьба предлагает ей спасение: ответь на любовь немецкого охранника, роди ему дитя, поезжай к его родителям - и спасешься. Выбрав жизнь, она теряет спасающего ее мужа и ребенка. И, вернувшись домой, героиня не находит ни будущего, ни прощения себя самой. Есть у войны такая жертвенность, в которой теряли себя малолетние узники...

Мне, прежде чем приблизиться к такой теме, довелось организовать в 1988 году в Киеве первый и единственный Всесоюзный слет малолетних узников фашистских конц­лагерей. От имени нашего большого государства я просил тогда прощения у сотен тысяч этих страдальцев. Потом удалось создать при Советском детском фонде Союз бывших малолетних узников фашизма и добиться ряда постановлений Правительства СССР в их пользу. В ту пору их было больше миллиона. Теперь в России осталось около 200 тысяч. Так что для меня этот роман - мой отчет, моя ответственность перед теми, кто пережил неимоверные испытания. Есть такие и на Алтае.

Незатихающая тема

- Понятно, почему тема человека на войне занимает в вашем творчестве так много места. Как вы думаете, где дремлют, "отсыпаются" в мирной жизни лучшие свойства души человеческой - честь, достоинство, сострадание, которые ярко проявляются в нашем народе в военное время?

- Вы попали в точку. Жертвами в войну становились слабые - старики, женщины, дети. А зрелые, сильные и совестные шли воевать. У этой решимости, конечно же, была духовная пружина. Нынешние болтуны, оговаривающие советскую общность изо всех сил, не могут пояснить: а чего народ-то встал на защиту Отечества? Обиженные, разочарованные, осужденные, а шли за Родину, за Сталина. Неужто по приказу, по шаблону? Из чувства страха? Да нет, народ жил этим чувством - надо защищать. Себя и свою власть.

Мой отец, рабочий, ушел на войну добровольцем, дважды был ранен, выжил, вернулся, снова стал работать. Он был членом партии. Отец моей жены - лейтенант-пограничник, погиб в июле 41-го в Эстонии, а мать - в 45-м в тылу. Они ведь за что-то жизнь отдавали. Самое простое объяснение - за нас, своих детей. Но это было невозможно сделать, так сказать, частным образом. Выход представлялся один - воевать за Родину, а значит, и за детей. Так было. Но кто сказал, что испытания не повторятся? И как тогда будет - серьезный вопрос. Нынешняя социальная разнородность разламывает народ как общность. 19 миллионов бедствующих - это не основа для единства, для понимания одних другими. Не знаю, как получится у взрослых, но все дети должны быть социально равны. Без этого государства не получается. Такого, которое все пойдут защищать. Я только что опубликовал новую повесть под названием "Незабытые игрушки", посвященную детскому восприятию мира в канун войны. В этой повести и есть ответ на вопрос, в чем таились, дремали, "отсыпались" лучшие свойства человеческой души, которым предстояло пробудиться в грянувшей войне.

Должны простить

- Благотворительность сейчас переживает нелегкие времена. Чего не хватает нынешним детям, кроме денег, лекарств, одежды, еды? Хороших книг и фильмов, внимания взрослых - продолжите ряд.

- Страшусь наступления всеобщей цифровизации, цифрового государства. Некоторые "развитые" страны вместо слов "мать" и "отец" вводят термины "родитель № 1" и "родитель № 2", обсуждают "безродительскую" штамповку людей. Мир закончится, как только будет уничтожена суть родительства. Война не нужна, если упрощают и извращают проверенные временем ценности, а мерзости пытаются наполнить смыслом. Это испытания, к которым человек не знает, как и подступиться. По большому счету детям не хватает сейчас родительской близости. Учительской преданности, общечеловеческого соучастия, когда даже в самые сложные времена тебе мог помочь любой прохожий на улице. Поневоле задумаешься, почему в жестокие годы человечество, не все, конечно, добрее...

- Кого из современных литераторов любите и цените?

- Они все уже ушли. Вот недавно - Юрий Бондарев. Горько сознавать, что не стало последнего выдающегося писателя-фронтовика. Все. Настала пора. Осталось ждать ухода последнего участника войны. Это горестное для будущего событие не за горами. И к нему стоило бы разумно подготовиться власти и нашим духовным силам - конфессиям, культуре, людям. Боюсь, опять окажемся не готовы.

- Какое свое жизненное достижение вы, как основатель и бессменный лидер Российского детского фонда, считаете для себя самым важным?

- Достижение? А может ли оно вообще быть, если речь идет не о научном открытии, а о гуманитарной деятельности? Считаю себя то ли столяром, то ли слесарем, который бьет и бьет молотком по гвоздю, пытаясь забить его. Но то ли шляпка гвоздя слишком велика, то ли молоток маловат - дело идет с трудом. Однако ничего другого не остается, как бить и бить по этой неподатливой шляпке, по этому гвоздю, чтобы мир стал понятливее, добрее, разумнее. Тяжкое, почти безнадежное занятие, но кто-то должен делать это. Вот и мою "Непрощенную" должен же кто-то простить. Даже если она сама не простила себя...


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх