Иностранцы не могут покинуть Алтайский край из-за коронавируса
Четырнадцать граждан Узбекистана, Таджикистана и Казахстана, нарушивших миграционное законодательство России и подлежащих выдворению из Алтайского края, не могут покинуть нашу страну по одной причине: границы закрыты на выезд и въезд из-за пандемии коронавируса. Об этом рассказал во время традиционной встречи с журналистами региональных СМИ уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин.
Нарушители миграционного законодательства России дожидаются сейчас выдворения из России в Центре временного содержания иностранных граждан, расположенном в Барнауле. Пандемия внесла неразбериху и в этот однозначный, казалось бы, вопрос. Нарушил правила пребывания в стране - депортируйся. Но как это сделать, если границы на замке? Предел вместимости центра - 67 человек, сейчас там 34.
Как быть, если даже при наличии документов они не могут уехать из страны? Сейчас этот вопрос волнует омбудсменов многих регионов, не только нашего.
С проблемой знакома и федеральный уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, теперь она решается на уровне МИДа, МВД, МЧС. Вероятно, людей депортируют специальным чартерным рейсом.
Очевидно, что подобные транспортные коридоры в случае форс-мажора должны предоставлять для своих граждан и другие страны. Дело промедления не терпит: ресурс наполняемости таких миграционных центров невелик, к тому же они не приспособлены для постоянного пребывания людей. Но, увы, наши соседи по ближнему зарубежью порой искусственно его затягивают, поскольку не хотят принимать своих сограждан, у многих из которых криминальное прошлое. Люди выходят из мест лишения свободы и оказываются в затруднительном положении, в чужой стране, без разрешения на проживание и средств к существованию.
Борис Ларин говорит, что в подобных ситуациях выручают налаженные контакты уполномоченного по правам человека с генконсулами сопредельных стран. Так, недавно по просьбе казахстанского омбудсмена удалось помочь гражданину Республики Казахстан, водителю большегруза. Он колесил по Мурманской области, когда состоялось решение суда о запрете на выезд из России из-за долгов, которых мужчина не признавал. Чтобы человек смог вернуться домой, мурманскому уполномоченному по правам человека Михаилу Шилову и Борису Ларину совместными усилиями пришлось добиваться отмены судебного приказа. А выяснение, на самом ли деле дальнобойщик связан долговыми обязательствами или пострадал безвинно из-за своего двойника, -
это, согласитесь, уже вопросы "послевоенные".
Соблюдать правила
- Сегодня самые волнующие нас вопросы связаны с коронавирусом. Защита прав и свобод человека в любой чрезвычайной ситуации должна оставаться на первом плане - это аксиома, - заявил омбудсмен. - Ограничения, вводимые в целях безопасности граждан, затрагивают интересы каждого. Но есть немало тех, кто нуждается в особой защите. Маломобильные граждане, инвалиды, пожилые люди, находящиеся в социальных учреждениях, и многие другие. Их благополучие - предмет постоянного мониторинга.
Островками относительной безопасности в Алтайском крае Борис Владимирович назвал места лишения свободы, где сейчас отбывает наказание около десяти тысяч человек. За счет изоляции от общества эпидемио-
логическая обстановка здесь стабильна. Но связь с миром все же есть. Через сотрудников УФСИН, входящих в дежурные смены исправительных учреждений.
И потому столь пристально внимание правозащитников к соблюдению правил медицинского сопровождения и карантинных мероприятий во время приема лиц из изоляторов временного содержания либо их транспортировки. Речь идет и об ИВС системы МВД тоже, поскольку здесь высока сменяемость задержанных за административные правонарушения и арестованных за преступления.
К детям на Алтай
Напоследок еще одна счастливая "нелегальная" история. Жительница Узбекистана приехала в Россию по гостевой визе навестить живущих здесь детей. Но заболела и с инсультом угодила в больницу. Алтайские врачи ее спасли и выходили, но за время пребывания на больничной койке истек срок действия разрешительных документов. Так из гостьи женщина превратилась в нелегалку. Ее возвращение домой развернулось в настоящую международную операцию.
- Мы работали с Управлением по вопросам миграции ГУ МВД по Алтайскому краю и Генеральным консульством Узбекистана, по нашей просьбе очень оперативно были подготовлены необходимые документы. Впервые в жизни я вручал их женщине здесь, в своем рабочем кабинете. Она так была тронута добрым отношением к ней россиян - и врачей, и сотрудников миграционного ведомства, что хочет теперь стать гражданкой России. А почему бы и нет? Все ее дети живут на Алтае.
Эпидемия заставила нас учиться жить в чрезвычайной ситуации. Беречь ближних своих. Менять привычки. Отказываться от необязательного. Коронавирус - не конец жизни. Это просто другая ее форма. Вот и уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин обращается к землякам с такими словами:
- На период ЧС мы ограничили личный прием и командировки по краю, зато стали больше работать с электронной почтой. Интернет-приемная работает в обычном режиме, специалисты консультируют жителей края по телефону. Предусмотрены и экстренные случаи, когда необходим живой разговор с человеком, нуждающимся в помощи. Ни один сигнал о нарушении прав человека в регионе не останется без внимания аппарата уполномоченного по Алтайскому краю.
Факт
49 человек обратились в 2019 году к уполномоченному по правам человека в Алтайском крае по проблемам миграции с вопросами легализации пребывания на территории России, получения российского гражданства, определения правового статуса и гражданской принадлежности осужденных.
Фото предоставлено аппаратом уполномоченного по правам человека в Алтайском крае