Саратовские правозащитники добились эксгумации шести тел заключенных
В эти минуты в региональной Общественной палате продолжается итоговое заседание Общественной наблюдательной комиссии Саратовской области. В мероприятии принимают участие представители уполномоченного по правам человека, прокуратуры Саратовской области, областных ГУ МВД и УФСИН.
С итогами работы ОНК за три года выступил председатель комиссии Владимир Незнамов.
"Что мы сделали за три года? За этот период мы посетили места принудительного содержания 95 раз. Но делать объективные выводы по этим цифрам сложно. За каждым посещением прячется человеческая боль и проблемы, которые приходится решать в ходе правозащитной деятельности", - выступил Владимир Незнамов.
Он отметил, что общественный мониторинг позволяет профильные структуры "держать в тонусе", так как они знают, что "проверка может приехать, когда угодно".
"На личном приеме побывало более 300 граждан. Это и родственники, и сами следственно-арестованные", - добавил Незнамов.
По его словам, за последние три года руководство УФСИН региона стало более открыто. В частности, ни разу СМИ не было отказано в помещении подведомственных объектов.
"Руководство ФСИН идет навстречу. Это говорит о том, что новый институт для России состоялся. С каждым годом ОНК совершенствуется и совершенствуется. Хотя, надо сказать, что проблем хватает. Однако, в первые годы главы ОНК регионов жаловались, что их не пускают, им не разрешают или не слушают. Но в прошлом году таких жалоб не было. Это удивительно. Наверное, растет правосознание", - отметил общественник.
Далее Незнамов сообщил, что осужденные часто обращаются в ОНК с вопросом о гражданстве или имущественных проблемах. Данные обращения всегда перенаправлялись в профильные ведомства.
"Для объективности, нужно сказать о том, что меня, как гражданина, беспокоит. Надо сказать, что люди, которые изъявляют желание вступить в ОНК, зачастую, теряют такое желание потом. Не могу это понять. Есть члены, которые постоянно, по звонку, ездят на плановые выезды. Остальные, побывав один раз в учреждениях, и увидев, что зона - это не спортивный лагерь и не место досуга, теряют желание. Причины отказа разные. Есть преступники профессиональные, к которым ты по-доброму, а они к тебе с агрессией. Есть люди, у которых настоящая боль, переживания. Столкнувшись с такой неблагодарной работой, они пропадают надолго", - отметил Незнамов.
По его словам, новичкам сложно осознать, что права нужно защищать, как "воров в законе", так и впервые попавших в тюрьму.
В конце доклада Владимир Незнамов пожелал будущим членам ОНК "покопаться в себе" и проверить искренность своих желаний.
"Нужно большое мужество, чтобы пойти в Общественную наблюдательную комиссию", - выразил мнение Незнамов.
По завершении выступления председатель ОНК сообщил, что за 6 лет к уголовной ответственности сотрудников ИК привлекли дважды.
"Были осуждены сотрудники ИК-13, там было убийство в карантине. И в ИК-23 был случай насилия над осужденными. В обоих случаях ряд офицеров уехали в места не столь отдаленные", - отметил Незнамов.
Снизить число нарушений со стороны сотрудников ФСИН помогли видеорегистраторы, фиксирующие их работу, считает глава ОНК.
"По инициативе правозащитных центров было проведено 6 эксгумаций людей, которые, якобы были умерщвлены насильно. Ни одна из них не подтвердила подозрения правозащитников", - отметил Незнамов.
По словам общественника, осужденные жаловались на отсутствие необходимых лекарств, несвоевременное оформление УДО, бюрократизм, а также незаконное помещение в штрафной изолятор.
"Жалоб на применение насилия больших масштабов не имеет. Садиться за нарушение закона у сотрудников ФСИН мало желания, но нельзя исключать человеческий фактор", - резюмировал Незнамов.