Новости и события » Культура » Сокрушительная красота. Рецензия на фильм «1917» режиссера Сэма Мендеса

Сокрушительная красота. Рецензия на фильм «1917» режиссера Сэма Мендеса

Сокрушительная красота. Рецензия на фильм «1917» режиссера Сэма Мендеса

Незадолго до очередной оскаровской церемонии в наш прокат вышел один из фаворитов кинопремии - фильм "1917" режиссера Сэма Мендеса. Антивоенное полотно, сосредоточенное на частной истории подвига двух британских младших офицеров во время Первой мировой войны, кажется, разделило российских зрителей и критиков на два лагеря.

Действие разворачивается 6 апреля 1917 года где-то во Франции. Голодных и смертельно уставших капралов Блейка и Скофилда (молодые британские актеры Дин-Чарльз Чепмен и Джордж Маккей) вызывают к начальству. Они хорошо читают карты. Так что генерал дает им двоим задание пробраться через немецкие позиции и доставить полковнику Маккензи срочный приказ: остановить большое наступление британского полка, запланированное на следующее утро. Всем показалось, что немцы наконец отступают, но воздушная разведка доложила, что это ловушка, и на кону жизни полутора тысяч солдат.

У капрала Блейка есть еще и личный повод поспешить - в том полку служит его старший брат. Так что, невзирая на протесты Скофилда, предлагающего дождаться темноты, они отправляются в путь. Почти ползком пробираются через поле, испещренное воронками и усеянное распухшими трупами солдат и лошадей. Едва не повисают на колючей проволоке. Едва не гибнут из-за растяжки в оставленной немцами подземной казарме. Нужно успеть через опустевшие французские деревни и разрушенный город, занятый противником, в лес за рекой, где британский полк готовится к атаке. Зрители, которые пройдут через все эти испытания, из титров узнают, что в основу сценария легли воспоминания родного деда режиссера Мендеса, воевавшего на Первой мировой.

Представляя этот фильм, российские критики больше всего говорили о его технической стороне и выдающейся операторской работе Роджера Дикинса. "1917" как будто снят одним кадром, без монтажных склеек. На самом деле замаскированные склейки там есть, и много, но от начала пути в сыром окопе и до самого блиндажа полковника Маккензи камера неотступно следует за главными героями в этом опасном походе. Крадется мелкими шажками, оглядывается по сторонам, летает вокруг них или замирает в оцепенении. И позволяет остро прочувствовать идею, выраженную в слогане фильма: "Время - наш главный враг".

Впрочем, уже минуте к двадцатой про подсчет склеек легко забыть. Все же эта история не про блестящую операторскую технику и монтажные ухищрения. Она про личный опыт человека, побывавшего в аду. Но этот ад, к неудовольствию нескольких российских кинообозревателей, не включает по-настоящему жуткие эпизоды той войны вроде газовых атак. Как будто смертельного ужаса, пережитого за эти два киночаса, кому-то показалось маловато для одной жизни.

На первых минутах мне вспомнился другой недавний фильм о Первой мировой - трогательная документалка Питера Джексона "Они никогда не станут старше", собранная из фотографий и кадров настоящей кинохроники начала ХХ века. Потому что главные герои Мендеса словно вышли из нее, из реальной жизни - особенно персонаж, сыгранный Джорджем Маккеем. Их образы созданы буквально несколькими штрихами. И, хотя мы мало что о них узнаем, переживать начинаем как за родных. Кудрявый Блейк - типичный домашний мальчик, в начале фильма узнавший из письма от родных, что ощенилась любимая собака. Он открыт и отважен, но еще мало что понимает на этой войне. Сдержанный Скофилд, кажется, постарше, уже успел побывать в тяжелых боях и удостоен медали, но о том, что творится в его душе, мы можем лишь догадываться.

Взяв на главные роли малоизвестных актеров, некоторых ключевых персонажей Мендес отдал звездам. Случайным капитаном, помогающим добраться до города, оказывается актер Марк Стронг. Генералом - малоузнаваемый в неверном свете Колин Ферт. Эпизодическим лейтенантом, уверенным, что парни отважились на самоубийство, - Эндрю Скотт. Воинственным полковником Маккензи, жаждущим битвы, - Бенедикт Камбербэтч.

В этом фильме есть сцены, претендующие на настоящее кинематографическое величие. А за одну из них (пожалуй, самую страшную и красивую, разворачивающуюся на улице полыхающего ночного города) ответственны не только художник с оператором, но и композитор Томас Ньюман, работавший с режиссером Мендесом еще на оскароносной "Красоте по-американски" и "Дороге перемен".

Из-за этого сокрушительного эстетического впечатления как-то ускользает из виду тот факт, что нынешняя премьера - вовсе не какой-то выспренний арт-фильм, а самый настоящий блокбастер. Но только не в России, где цифры "1917" означают нечто совсем другое.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх