Новости и события » Общество » Ветеран МЧС Александр Колобов рассказал о буднях спасателей

Ветеран МЧС Александр Колобов рассказал о буднях спасателей

Ветеран МЧС Александр Колобов рассказал о буднях спасателей

По служебной лестнице Александр Колобов поднимался параллельно с развитием службы ГО и ЧС России. А на днях коллеги проводили его на заслуженный отдых, однако прощаться не спешат - ветеран рад делиться опытом с молодежью. Избегая громких слов, таких как "судьба" и "предназначение", он рассказывает о буднях спасателей.

Не игнорируйте SMS

"Стоял у истоков" - это про Колобова. Профессиональный военный, полковник запаса, одиннадцать лет назад он ушел на гражданку, правда весьма условно. Его опыт пригодился в становлении современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. В этой системе он прошел ключевые ступени от начальника отдела штаба гражданской обороны Ижевска до руководителя Управления по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и пожарной безопасности в Алтайском крае.

- Александр Евгеньевич, насколько изменилась на ваших глазах служба ГО и ЧС?

- Когда я начинал работать в регионе, в распоряжении спасателей был один спецавтомобиль. Тот уровень материально-технического и кадрового обеспечения не сравнить с нынешним, конечно. Модернизация отрасли и рост квалификации специалистов - процессы непрерывные. Иначе мы не сможем полноценно отвечать вызовам XXI века.

- Вам доводилось служить в разных регионах страны. Чем отличается Алтайский край, на ваш взгляд?

- Здесь сконцентрированы все риски, существующие в других территориях по отдельности. У нас не бывает периодов, когда можно расслабиться. Эта аномальная зима, например. С декабря 2019-го нормы многолетних значений для Алтайского края уже превышены в 2,5 раза, а в предгорьях и троекратно. У спасателей практически нет передышек. Едва успеваем восстановить транспортное сообщение и коммуникации в населенных пунктах края - как тут же новый штормпрогноз.

- Верно, SMS-предупреждения от службы МЧС - "воздержитесь от поездок" - приходят едва ли не ежедневно. Люди к ним прислушиваются?

- Увы, частенько отмахиваются, считая перестраховкой. И попадают в заторы и ДТП. При планировании поездок нужно учитывать эти прогнозы, они точны, поскольку строятся на основе данных спутников, предоставляются региональной гидрометеослужбой и нашим отделом космического мониторинга, работающим совместно с классическим университетом. Будут непростыми, судя по сводкам, февраль и март. Мой совет: если надвигается непогода, а поездку никак нельзя отменить - воспользуйтесь железнодорожным транспортом.

Взрывать!

- Людей тревожит предстоящая весна. Как считаете, "поплывем" при таком-то количестве снега?

- Распоряжением губернатора края уже стартовала подготовка муниципалитетов к паводковой ситуации. Мы готовы к самому сложному сценарию, но надеемся, что все пройдет штатно. Почва, укрытая снегом, а потому непромерзшая, впитает талые воды, что дает надежды на благоприятный сценарий. Так примерно, как было в 2015-м, когда тоже было много снега. И сравните ситуацию с 2014-м, далеким от снежных рекордов: плюсовая температура, недельные дожди в горах и ледяная земля. Чарыш, Ануй, Бия, Катунь, Белая оказались переполненными. Натиск коренной воды первыми приняли на себя предгорные районы, на подмогу муниципалитетам тогда пришли спасатели со всей Сибири, а также военные. Работали круглыми сутками слаженно власти и ведомства, благодаря этому удалось избежать серьезных разрушений и человеческих жертв. В любом случае мы работаем с главами поселений, специалистами ГО и ЧС. Но нужно, чтобы и сами жители заботились о собственной безопасности. Самое элементарное - заранее отвести каналы от своих подворий.

- Что понимать под словами "мы работаем"?

- Традиционные мероприятия - распиловку и чернение льда, взрывные работы. Самые проблемные участки известны - это Бия и Чумыш близ райцентра Тальменка. На этих реках ситуация меняется мгновенно, именно поэтому здесь прежде всего нужно предупреждать заторы направленными взрывами. На Чумыше проблем добавляют еще и размываемые, неукрепленные берега. Но в той же Тальменке построили дамбу, ведут берегоукрепительные работы, что позволяет держать воду на приемлемом уровне.

- Есть населенные пункты, которые топит каждый год, исключений нет. Но прошлый год выдался для них очень сложным. Старики говорят, что природа так наказывает человека, вмешивающегося в ее дела. Так ли это?

- Если говорить, к примеру, о Гилевском водохранилище, то одна из эффективных противопаводковых мер на этой территории - сброс воды. Традиционно его проводят специалисты "Алтаймелиоводхоза", чтобы не допустить заторов в месте слияния Алея и Оби, снизить уровень грунтовых вод. Но в прошлом году этого не было сделано, увы, по причинам, от нас не зависящим. Мы договорились с представителями этой федеральной структуры, что впредь будем согласовывать свои действия.

Чья-то реальная история

- Каких факторов в ЧС все же больше, человеческих или природных?

- Однозначно, от человека, его поведения зависит многое. Мы не можем отменить засуху, но можем соблюдать правила пожарной безопасности в сухую ветреную погоду. Сложно понять логику людей, которые при ветре до 25 метров в секунду разводят костры на огородах, дачных участках, полях. Кого винить, если полыхнет? Природу? Климат? Или все же беспечность человеческую? Мы для того и существуем, чтобы минимизировать связанные с ней риски и напомнить об уроках недавнего прошлого, Николаевке к примеру, практически заново отстроенной после пожара 2010 года.

- Какой случай из вашей практики запомнился больше всего?

- Каждая история остается в памяти, ведь легких-то у нас не бывает. Но особенно - трагедия зимы 1996 года. На Белуху через ледник Ак-Кем поднимались пятеро туристов-кемеровчан, когда сошла ледяная лавина. В снежной есть шансы выжить, подо льдом они практически нулевые. Мы искали днями и ночами. Оперативно создали комиссию по ЧС, которую я возглавил, прилетели руководители Западно-Сибирского регионального центра по делам ГО и ЧС и профильного министерства, подразделения "Центроспаса". Делали все, что было в наших силах. Поднимались на гору, исследовали окрестности. Но следы пропавших альпинистов обрывались у границы ледового языка шириной 400 метров и почти километровой длиной. Туристы оказались погребенными подледовым панцирем, увы, изменить ничего нельзя.

- Участились ли с развитием туризма на Алтае связанные с ним ЧС?

- Однозначно. Пример - Манжерокские пороги близ "Бирюзовой Катуни", любимые поклонниками активного отдыха со всей страны. Лет пятнадцать назад там погибло шестеро туристов из-за того, что перевернулся рафт. С тех пор каждый сезон в этом районе действует пост краевого спасательного отряда. Ежегодно спасатели выручают из переворотов на пороге более двухсот сплавщиков.

- Что пожелаете жителям Алтайского края?

- Ответственного отношения к собственной жизни. Не игнорируйте предупреждений МЧС, выполняйте рекомендации спасателей, если оказались в эпицентре чрезвычайной ситуации. Помните, каждая инструкция - это чья-то реальная история.

Справка

Александр Колобов - выпускник Томского высшего военного командного училища связи (1979), Военной академии связи им.

С.М. Буденного (1989), СибАГС (2004). 35 лет служил в системе Министерства обороны, с 1991 года - в ведомстве ГО и ЧС. С 2008 года по настоящее время возглавлял Управление по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и пожарной безопасности в Алтайском крае. Имеет множество ведомственных наград.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх