Акция «Блокадный хлеб» прошла на предприятии, эвакуированном в Барнаул из Ленинграда
Невозможно было придумать для проведения акции "Блокадный хлеб" места более подходящего, чем предприятие "Сибэнергомаш - БКЗ", выросшее на базе эвакуированного во время Великой Отечественной из Ленинграда Невского машиностроительного завода.
Выжившим посвящается
Давно уже нет самого первого, возведенного буквально с колес каркасного цеха, да и самих ленинградцев на заводских площадках уже не встретить. Но 27 января, в День полного освобождения Ленинграда от блокады, на завод пришло много гостей, ветеранов, внуков и правнуков Победы - студентов барнаульских учебных заведений.
Перед торжественным возложением цветов к заводскому мемориалу гендиректор завода "Сибэнергомаш - БКЗ" Михаил Клугман, представители муниципальной власти, общественники говорят о памяти человеческой. Она связывает нас с поколением войны, с Невским машиностроительным заводом имени В.И. Ленина, эвакуированным в Барнаул.
Люди, стар и млад, затаив дыхание, слушают рассказ блокадницы Надежды Маковецкой:
- Я была седьмым ребенком у своих родителей. Помню это ощущение голода, холода и страха. Многие не верили в то, что Ленинград выстоит. Мы выжили потому, что моя семья жила на окраине города, дом не тронули бомбежки. 15 апреля 1942 года, уже при плюсовой температуре, из города по ледовой Дороге жизни Ладожского озера отправляли в эвакуацию последние 15 машин с детьми. В одной из них ехала я. Лед уже был залит водой, и семь грузовиков провалились. На следующий день переправы не стало.
Ветеран производства Алексей Сырычев, сопровождающий студентов в экскурсии по цеху тягодутьевых машин, увлеченно рассказывает об истории предприятия, как уже на барнаульской площадке росло и модернизировалось производство, ширилась география поставок котельного оборудования с алтайской маркой. Он пришел на завод молодым специалистом в 1959 году в отдел главного механика. Ему посчастливилось работать с плеядой ленинградцев.
- Помню главного металлурга Журавлева. Интеллигентнейшего Николая Федоровича Румянцева, возглавившего кузнечное производство. Начальника метизного цеха Фалова. Сварщика Караваева, которого знал и уважал весь завод. Он учил молодежь, и не только рабочую. Читал лекции студентам политехнического института по методам сварки, - рассказал Алексей Тихонович. - Дело в том, что в те годы не было готовых электродов. Вместо них была обыкновенная проволока, обмазанная мелом. Старый питерский рабочий владел таким способом отлично. А первыми, когда еще и цехов-то не было, здесь начали работать станочники. Ленинградцы говорили, что для них не было понятия нормированного рабочего дня. Отработав смену, в ночь они шли разгружать прибывшие эшелоны с оборудованием, а утром снова становились к станку. Многие котельщики после войны остались в Барнауле, он стал им родным, особенно для тех, кто потерял родных в блокаду.
"Невероятно мало"
В заводской столовой необычный обед. Ребята из команды "Волонтеров Победы" обо всем позаботились заранее. Заводчане и студенты с трепетом принимают из их рук хлеб блокады, маленькие 125-граммовые кусочки. В самые суровые дни таким был паек жителя города на Неве. Впрочем, этот дарницкий уже мало похож на ленинградские буханки, выпеченные по блокадной рецептуре. На 75% он состоял из ржаной муки, остальное - хвоя, целлюлоза, жмых, обойная пыль...
Один из "Волонтеров Победы", руководитель регионального ресурсного центра добровольчества Никита Федюнин, увлеченный историей Великой Отечественной, недоумевает: "Никаких других продуктов не было! Как можно было на этом малюсеньком кусочке жить, работать, защищать свой город? У меня это в голове не укладывается".
- Это невероятно мало, - соглашается с Никитой Леонид Андрейченко, студент архитектурно-строительного колледжа. - Сложно примерить на себя судьбу моих двадцатилетних ровесников времен войны, тяжело это даже представить.
Для студентки барнаульского филиала РАНХиГС Алины Горловой блокада - тема семейная. Ее прадед Сергей Анатольевич Горлов защищал город на Неве зимой 1941-1942 годов. В семье девушки с тех пор - культ уважительного отношения к каждому хлебному кусочку.
Связана с войной и семья Максима Банных, координатора проекта "Победа в каждом из нас":
- Моя супруга Екатерина - правнучка Алексея Скурлатова, ставшего прототипом известного памятника Алеше в болгарском Пловдиве. Иногда мы пытаемся поставить себя на место стойкого поколения, но получается не очень. Это трагедия, масштабы которой нам трудно себе представить. Но и пример огромного мужества тоже. В нас кровь наших бабушек и дедушек. Думаю, если придется, мы сможем достойно пройти испытания.