На Алтае отметят 150-летие художника Григория Чорос-Гуркина
В наступившем году будет немало торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения художника, просветителя, общественного деятеля Григория Чорос-Гуркина. Мероприятия пройдут не только на родине мастера, в Республике Горный Алтай, - во всей Сибири.
Многое связывало Гуркина с Барнаулом. О творческом наследии художника рассказала заместитель директора Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК) по научной работе Наталья Царева.
- Наталья Степановна, что вы можете сказать о коллекции работ Гуркина, хранящейся в музее?
- Наша коллекция по числу работ, наверное, на втором месте. На первом - собрание художника в Национальном музее им. Анохина в Горно-Алтайске.
В фонде ГХМАКа имеются многие программные произведения Григория Ивановича Гуркина, такие как "Хан Алтай", "Озеро горных духов". У нас великолепная его графика разных лет - мы постепенно ее реставрируем. Живопись уже практически вся отреставрирована.
- Как вы лично открыли для себя Гуркина?
- Я пришла в музей после школы - работать экскурсоводом, и первые мои экскурсии были о художниках Алтая. Запомнилось то душевное потрясение: смотришь, например, на "Озеро горных духов" и понимаешь, что ты столкнулся с чем-то совершенно необыкновенным, большим, высоким...
Помню, как на конференции, посвященной Томскому обществу любителей художеств (ТОЛХ), я смотрела на участников и думала: мы со всей Сибири так легко сели в поезд и приехали. А как сто лет назад в Томск добирались художники, когда не было железной дороги? А они ведь еще и картины везли. Каково же было страстное желание общения у художников! И сибиряки понимали, ценили искусство. В Томске прошла не одна персональная выставка Гуркина. Сам он однажды вспоминал, как практически всю свою выставку распродал, а люди продолжали идти к нему и просить картины. Поэтому есть авторские реплики.
Мы благодарны той ситуации, ведь Гуркин сделал несколько повторений "Хана Алтая", настолько картина полюбилась ценителям. И теперь эта работа есть и в Томске, и в Горно-Алтайске, и у нас. Наш вариант поздний, но он больше повторяет работу 1907 года, нежели творение 1937-го. Наш "Хан Алтай" интересен колористическим решением, присущим еще началу века.
- Но ведь полотна разнятся не только этим самым решением?
- Как нельзя два раза войти в одну и ту же реку, так нельзя и повторить произведение, пережить те же самые чувства. Каждый раз художник пишет другую картину. Вот поэтому такие разные "Озера горных духов" - их немало в музеях, частных собраниях. Порой хочется собрать все варианты одной картины и показать их людям... Однажды нам удалось это сделать: когда из Русского музея привезли "Озеро горных духов", то мы поставили "наше" с ним рядом. При всем том, что и композиция, и колорит схожи, это были два разных озера. А если художник писал картину уже с другими чувствами и переживаниями, то они и на зрителя по-разному влияют. Потому на "нашу" работу люди смотрят с одним чувством, на полотно из Русского музея - с другим, из красноярского - с третьим. Но каждая - это Гуркин, его талант, его грани.
- Я помню не одну выставку художника в вашем музее...
- К каждому юбилею Гуркина мы готовим выставки. На одной из них мы показали работы художника и предметы народного алтайского искусства из коллекции ГХМАКа, которые наши сотрудники собирали в экспедициях в отдаленных селах Горного Алтая. Выставка получилась очень органичной и была весьма востребована.
"Алтай в творчестве Г.И. Гуркина" - эта большая выставка проходила еще в старом музее. Там мы показали его живопись, графику, великолепные рисунки пером и карандашные, акварели, этнографические работы. Многие тогда выставлялись впервые после реставрации.
В этом году мы задумали выставку как диалог современного художника с Гуркиным. Григорий Иванович погиб в 1937-м, но практически все наши художники Алтай для себя открывали через его творчество. Потому мы решили сделать диалог поколений: посмотреть, как на протяжении всего ХХ века те же самые места, ракурсы, мотивы увидели современные художники - Будкеев, Зотеев, Торхов, Кукса, Щетинин и другие.
Диалог с мастером современному художнику необходим. Человек попадает под необыкновенное влияние Гуркина - и оно чувствуется у наших художников очень сильно. Именно это мы хотим проследить в нашей выставке (она запланирована на февраль).
- Насколько исследовано творчество художника?
- О Гуркине стали писать с начала ХХ века: "У Сибири наконец-то появился свой художник, певец алтайских гор!" По сей день о нем говорят и пишут, но наследие его еще требует изучения.
Например, важно исследовать этнографические рисунки мастера: они очень интересны не только с художественной, но и с научной точки зрения. Элементы убранства или костюма Гуркин подписывал на алтайском и русском языках.
- Планка, заданная Гуркиным, очень высока?
- Алтаю повезло, что в тот момент, когда профессиональное искусство начинало создаваться, была задана такая высокая планка - и Гуркиным, и Никулиным. Один учился у самого Шишкина, другой - в училище Штиглица. Из самодеятельного искусства невозможен был бы такой взлет. Художники Алтая стремились учиться, чтобы расти до этой высокой планки.