Жильцы бывшей метеостанции Барнаула не знали, что это объект культурного наследия
Мы уже писали, почему в Барнауле не реставрируют объекты культурного наследия. Но, как всегда, все оказалось намного сложнее. Ведь владельцами таких объектов часто оказываются обычные люди, не бизнесмены, а реставрация по всем правилам - это непросто и недешево. И даже отсутствие охранных обязательств не освобождает собственника от обязанностей по проведению работ.
Дом по ул. Анатолия, 136 когда-то был первой в Сибири метеостанцией. В начале 2000-х здесь располагалось общежитие и одновременно оставалась лаборатория Гидрометцентра. В комнатах поселились сотрудники Алтайского ЦГМС. Через несколько лет жилье приватизировали, а лабораторию убрали. Сейчас в доме четыре квартиры и столько же владельцев. Трое на первом этаже, еще один - на втором.
Не знали, что должны реставрировать
Хозяева говорят, что во время приватизации не получали охранных обязательств. По данным Алтайохранкультуры, власти включили его в госреестр объектов культурного наследия в 1994 году. Жильцы знали, что у дома богатая история, но, по их словам, не подозревали, что оно занесено в такой серьезный список, и что они несут перед государством ответственность за его сохранение в первозданном виде.
"Я здесь живу 47 лет, с 1972 года. Собственницей стала в 2008 году. За все это время о необходимости реконструкции мне никто не говорил. Хотя я слышала об историческом значении этого здания. Я и работала здесь, и жила. Косметический ремонт мы сами всегда делали. Белили, красили стены зеленой краской", - рассказывает жительница одной из квартир, пенсионерка Любовь Тиунова.
Еще один собственник Людмила Сырых и сейчас работает в Алтайском ЦГМС - начальником отдела гидрометобеспечения. Свою квартиру в этом доме Людмила Юрьевна на данный момент сдает.
"Я здесь поселилась в 2001 году, - рассказывает синоптик. - Это было общежитие. Комнату мне предоставил работодатель. На тот момент окна были разбиты, потолок разрушен, помещение находилось в аварийном состоянии. Супруг сделал ремонт. Во время приватизации по долевкам в 2008 году нас тоже не уведомили о том, что это объект исторического наследия. В 2012 году мы приватизировали и землю".
Что должны сделать собственники
Владельцы квартир в ноябре 2019 года получили от Алтайохранкультуры документы, по которым их обязывают выполнить реставрацию до октября 2024 года. Но для этого нужно найти организацию, имеющую лицензию Минкультуры на составление проекта, затем нанять подрядчика - тоже с лицензией. Не любая фирма может реставрировать такие объекты. Но наличие лицензии повышает цену в два-три раза.
Кроме реставрации, нужно до мая 2020 года создать информационную табличку по определенному стандарту, предварительно согласовав дизайн с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. Все делается на средства жильцов.
"Мы не против ухаживать за своей собственностью. Но нам было бы намного проще делать это своими силами, используя материалы, которые дешевле и надежней. Текущий ремонт мы выполняем постоянно. Приводили в порядок крышу, штукатурили и красили в коридоре", - говорит Людмила Сырых.
Теперь собственники задумались, не проще ли им продать дом. Навскидку оценивают его в 5 млн рублей. Вдруг кто-нибудь захочет сделать в здании музей, поставить в качестве экспонатов старинные приборы.
"Мы понимаем, что 300 музеев не сделаем, как и 300 библиотек, - сказала представитель ведомства. - Ни городского, ни краевого бюджетов нам не хватит. Мы недавно встречались с представителями администрации и говорили, что нас беспокоит состояние улиц Анатолия и Интернациональная. У города тоже есть планы по их благоустройству. Возможно, будут приняты решения по расселению и ремонту".
Как отреагировали в Алтайохранкультуре
В ответе на запрос "Алтайской правды", посвященный бывшей метеостанции, ведомство подчеркнуло: "Информация о наличии статуса памятника является общедоступной (на данный момент нормативно-правовой акт о принятии здания на госохрану опубликован на сайте управления, - прим. "АП"). Следовательно, собственники жилых помещений указанного дома в соответствии с законом не могли не знать о статусе объекта".
Оказывается, в 2014 году был принят федеральный закон, согласно которому "орган охраны в одностороннем порядке устанавливает требования к сохранению, содержанию, использованию объекта культурного наследия". Поэтому охранное обязательство "теперь является не двусторонней сделкой между органом охраны памятников и правообладателем, а утвержденным в установленном порядке актом органа охраны". Также сообщается, что "обязанность по заключению охранных обязательств возникла в силу прямого указания закона".
Дом по ул. Анатолия, 136 оформлен на праве долевой собственности. Краевые инвестиционные программы не финансируют содержание и ремонт частных объектов культурного наследия. Мы спросили, есть ли у жильцов альтернативные пути решения проблемы. Оказалось, есть.
"Собственники вправе рассмотреть вопрос по смене назначения объекта недвижимости "Жилой дом" на "Многоквартирный жилой дом", что даст возможность участвовать в краевой программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-2042 годы", - говорится в ответе ведомства.
Ценность здания - в богатой истории
Первые систематические наблюдения за погодой в Алтайском регионе организовал исследователь Петр Фролов. В 1829 году в Барнаул приехал немецкий географ Александр фон Гумбольдт, который путешествовал тогда по Алтаю. Он лично встретился с Фроловым. Их беседы впоследствии дали толчок к организации в городе магнитных наблюдений.
После этого профессор Казанского университета Адольф Купфер разработал проект сети геофизических обсерваторий в России. При поддержке Гумбольдта он сумел добиться строительства магнитной обсерватории в Санкт-Петербурге в 1830 году.
В Барнауле вскоре возвели магнитный павильон, наблюдения в котором начались в 1831 году. Но это было еще не то самое здание. Купферу полученных наблюдений было недостаточно, и он разработал проект по созданию магнитных обсерваторий при горных заводах с возможностью проведения на них и метеорологических наблюдений.
Наконец, в 1834 году, на реализацию затеи было получено "высочайшее соизволение" Императора Николая I. Он поручил создать обсерватории в нескольких городах, в том числе усилить барнаульскую. На весь проект казной было отпущено 20 тыс. рублей.
В европейских странах закупили хрупкие и дорогие приборы, в том числе компасы, теодолит Струве (геодезический прибор, измеряющий углы) и астрономические часы.
Возведенный ранее павильон сочли тесным и неудобным. Начальник штаба Корпуса горных инженеров Константин Чевкин определил место под строительство нового здания.
Снесли четыре частных дома, создали искусственную горку. В 1837 году, по проекту архитектора Якова Попова, в 1-м Прудском переулке (ныне пер. Радищева) у пересечения с ул. Павловской (сейчас - Анатолия) возвели здание, которое на тот момент занимало доминирующее положение над окружающими строениями.
На специальной площадке поставили психрометр, на северной части дома закрепили термометр для измерения температуры, у окна был виден флюгер. Барометр разместили внутри здания на капитальной стене. Позднее из Санкт-Петербурга привезли "термометр для солнечной лучезарности" и много других приборов.
После дооснащения Барнаульская магнитная обсерватория по значимости оказалась в одном ряду с самыми передовыми аналогичными комплексами мира. Полученные данные рассылались в университеты разных стран. Однако со временем магнитные наблюдения прекратились, и станция осталась просто метеорологической.
В 1914 году здание немного перестроили. Добавили две комнаты, коридор с главным входом, на крыше появилась смотровая вышка с двухпролетной лестницей, сверху - флюгерная мачта. В 30-е годы дом снова переделывали, а в 60-е появился второй этаж с двумя комнатами.
Эта метеорологическая станция была одной из старейших в России и Азии. Сейчас здание является памятником регионального значения.
Фото автора