Новости и события » Культура » Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

или Гений места для сочинского Олимпа.

Гением места (покровителем, оберегающим неповторимую духовную атмосферу, - от латинского genius loci) может похвастаться далеко не каждый город. Но как Вольфганг Амадей Моцарт своим гениальным музыкальным наследием обессмертил федеральную столицу Австрии, став ее эмоционально-креативным символом, так и Юрий Башмет с Зимним фестивалем искусств снискал для летней столицы России международные лавры обители муз и талантов, создав фундамент культурной программы Олимпиады-2014. Один из самых известных и значимых российских творческих форумов - член Европейской ассоциации фестивалей, в двадцатке ведущих позиций мирового событийного календаря. Он задает тенденции развития отечественной и зарубежной культуры. Успешно выполняет важную образовательную миссию.

Под фестивальной сенью - насыщенная деятельность Международной музыкальной академии, Школы молодого продюсера (совместной с Европейской ассоциацией фестивалей), Школы молодых журналистов, освещающих события культуры, Зимней школы поэзии, Школы слушателей, Фотошколы, Лаборатории «Видеоарт», Конкурса молодых композиторов и Турнира поэтов. Плюс Органный и Бетховенский марафоны, выставки и лектории, профессиональная международная конференция с участием руководителей учреждений культуры и профильных менеджеров.

И это не говоря о концертах и спектаклях с участием звезд сцены, творческих встречах и пресс-конференциях для сотен представителей авторитетнейших российских и зарубежных СМИ! С 16 по 27 февраля в Сочи маэстро Башмет проводит XV Зимний фестиваль искусств, о котором согласился рассказать читателям «Новой газеты Кубани».

ЮБИЛЕЙНАЯ ПРОГРАММА

Константин Хабенский в фестивальном спектакле «Не покидай свою планету» (2021 г.)

- Премьер - море, - заверяет Юрий Абрамович, - наряду с музыкальными, как всегда, театральные. Например, спектакль-фантасмагория с участием Сергея Гармаша и «Солистов Москвы» на музыку Кузьмы Бодрова в постановке Виктора Крамера по мотивам повести Федора Достоевского «Кроткая». Герой убегает от драматических реалий в мир грез, разрушая ниспосланное Богом чудо любви. Любви высокой, страстной и трагичной. По мотивам пьес Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и «Брандт» представим спектакль «Ибсен. Recycle»...

Сцена из спектакля «Волки и овцы» Театра «Мастерская Петра Фоменко» (2011 г.)

Всемирно известный итальянский ансамбль Джованни Антониони «Il Giardino Armonico» привезет программу «Огонь, Вода, Земля, Воздух. Вечер с Антонио Вивальди и четырьмя стихиями», где образы четырех стихий и четырех времен года раскроются в том числе в произведениях Генделя и Локателли, Исана Юна и Джованни Соллимы - голосами скрипки и корейской флейты, средневекового шалмея и рекордера...

Артисты пекинского Театра Northern Kunqu в древней китайской опере «Легенда о нефритовой заколке» (2018 г.)

Вечер балета станет посвящением великим юбилярам Сергею Дягилеву, чье 150-летие со дня рождения мы отмечаем в марте, и Игорю Стравинскому (140 лет - в июне). В программе: Национальный балет Словении с «Весной священной», сцены и фрагменты из балетов «Жар-птица» и «Петрушка», «Поцелуй феи» и «Пульчинелла» в исполнении ведущих солистов Гамбургского балета и Большого театра Женевы, Национального балета Испании.

Юрий Башмет с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром (2019 г.)

Солистами Всероссийского юношеского симфонического оркестра и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» в фестивальных гала-концертах станут блистательные музыканты: пианисты Борис Березовский и Олли Мустонен (последний - из Финляндии), контртенор из Австрии Макс Эмануэль Ценчич, бас-баритон из Италии Лука Пизарони, скрипачи Джузеппе Гиббони и Сергей Крылов, сопрано Кристина Мхитарян, исполнитель на губном органе се из Японии Манабэ Наоюки, кларнетистка из Германии Сабина Мейер, виолончелист из Венгрии Иштван Вардаи...

Евгений Миронов в фестивальном спектакле «Гамлет» (2021 г.)

По сложившейся традиции откроем фестиваль музыкально-драматической постановкой «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским. Покажем творческие достижения прошлых фестивалей: «Шекспир. Шостакович. Гамлет» с Евгением Мироновым, оперно-драматическую «Фантастическую Кармен», потрясающую хоровую оперу Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе»... Как и в 2012-м, на фестивальную сцену поднимутся Эмир Кустурица и его «No smoking orchestra». Вновь состоится музыкальная «прогулка» с Игорем Бутманом в новой программе «Классика встречает джаз», где центральное место займет пьеса из фортепианного цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» (на нее сделано множество аранжировок - и «классических», и альтернативных). Тема «Прогулки» предстанет в импровизационном и оригинальном звучании - в мажоре, в миноре, в оркестровом и джазовом облачении.

У нашего фестиваля огромные опыт и потенциал! А началось все с предложения администрации курорта дать в Зимнем театре дополнительный концерт в рамках мирового гастрольного тура «Солистов Москвы». Говорю: «Хорошо, но пусть тогда уж будет 3 выступления, а не 2 - больше похоже на проект». Потом мы системно поддержали олимпийскую заявку Сочи и стали, по выражению Михаила Швыдкова, «виновниками победы» при голосовании в МОК.

«ЗВУЧАЩАЯ ЖИВОПИСЬ»

- Я прекрасно помню захватывающие дух концерты «звучащей живописи» из цикла «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век» - совместного проекта фестиваля и Русского музея Петербурга, когда исполнение симфонических сочинений Шостаковича, Свиридова, Кабалевского, Хачатуряна сопровождала проекционная демонстрация на сценическом заднике художественных полотен из музейных фондов, а слушатели в зале сидели в специальных очках и превращались в зрителей - могли оценить буйство красок, масштаб образов и исторический контекст!

Фестивальный концерт «Параллельные миры» (2019 г.)

Ведущая концерта «Параллельные миры» Анна Ковальчук (2019 г.)

- Да, интересный был опыт. К синтезу изобразительного и музыкального искусства устремляли свое творчество Александр Скрябин, Микалоюс Чюрленис, Павел Филонов. Например, в Русском музее выставки работ Филонова сопровождает синтезатор АНС - фотоэлектронный инструмент, названный в честь Александра Николаевича Скрябина (именно его инициалы зашифрованы в аббревиатуре) и превращающий графические рисунки в звук, в электроакустическую музыку. АНС разработан в 1939-м, а создан в 1958-м Евгением Мурзиным совместно с группой инженеров и композиторов.

В начале 60-х действующий макет этого синтезатора осваивался композиторами в московском Мемориальном музее А. Н. Скрябина, причем для переноса нотного текста на электронную «партитуру» все чаще использовалась «свободная графика» звучащих семплов, то есть элементов электроакустической композиции - обертонового ряда звука «до» кларнета в координатах амплитуда/время.

И при создании первых композиций - «Поток» Альфреда Шнитке, «Vivente - Non vivente» Софии Губайдуллиной, «12 взглядов на мир звука» Эдуарда Артемьева и его космических элементов музыкального оформления для «Соляриса» Андрея Тарковского... - в соотношении зрительного образа графического рисунка на «партитуре» АНС и звукового образа выявлено, что «прозрачность» линий рисунка находится в прямой зависимости от «насыщенности» звучания, как и ритмическая структура изображения связана с ритмами звучащего фрагмента.

Концерт на Сочинском железнодорожном вокзале (2012 г.)

- А на Зимнем фестивале искусств в Сочи вы с коллегами впервые в стране исполнили пьесу, сочиненную нейросетью!

- Симпатичная «мультяшка». Потом еще раз играли ее в Москве, но углубляться в эту историю не стали. Пока без души - в данном случае композитора Кузьмы Бодрова - обработка и соединение написанных компьютером блоков не обходятся.

Однако в конце прошлого года в Лозанне состоялась мировая премьера 10-й симфонии Людвига ван Бетховена, которую композитор, как известно, не успел завершить! За помощью в ее воссоздании дирижер Гийом Берни и оркестр «Nexus» прибегли к помощи искусственного интеллекта. Ученый Флориан Коломбо из Технического университета EPFL около 10 лет разрабатывал нейросеть, способную писать музыку. В алгоритм загрузили все 16 струнных квартетов Бетховена, и программа сфокусировалась на основных гармонических и мелодических структурах. В основу произведения лег один из фрагментов темы, по оценке экспертов, являвшейся, возможно, черновиком 10-й симфонии.

Лично я еще не слышал это сочинение под названием BeethovANN Symphony 10.1 (ANN - Artificial Neural Network: «искусственная нейронная сеть»), но слышал мнение о гармоничности получившейся музыки. Скорее всего, есть в ней что-то и бетховенское, и не только.

«ИГРА ЗАГАДОЧНЕЙ ВСЕГО...»

Концерт на одной из олимпийских строек (2012 г.)

- Известный индийский йогин-мистик Садхгуру утверждает, что в основе искусства разбираться в людях и умения всегда оказываться в «правильном» окружении - особый талант, а не удача. Во многих традициях это важная часть духовного роста, способствующая просветлению и жизненному успеху. Возможно, причина благосклонности Фортуны к фестивалю и ко всему, к чему вы прикасаетесь, в этом?

- Мысль интересная, но не забывайте про профессионализм: «рыбак рыбака видит издалека».

- Реминисценция о библейских «ловцах душ»?..

-... и напоминание о «Квартете» Ивана Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Конечно, ремесленническое мастерство не всегда гарантирует ожидаемый результат, однако бренд Страдивари или Фаберже обязывает прикладывать титанические усилия во имя очередного чуда. Любой человек славен делами своими - славные дела и объединяют хороших людей.

- Один хороший человек как-то сказал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду, но рождающемуся от них смирению. И если такового не бывает - напрасны все труды и все добродетели».

- Тоже верно. «Не воспарять», а твердо ходить по земле и трезво оценивать происходящее помогает осознание бытийного элемента Игры:

«Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете. Она всегда - ни для чего, Как ни над чем смеются дети...».

- «... котенок возится с клубком, Играет море в постоянство... И всякий ведал - за рулем - Игру бездумную с пространством».

Зинаида Гиппиус в конце своего знаменитого стихотворения отвергает даже рай, если в нем нет Игры. Позвольте в игровом ключе полюбопытствовать: вдруг благодарные сочинцы когда-нибудь последуют примеру жителей Вены и решат увековечить память о вас в мраморе или бронзе, какой уголок курорта, на ваш взгляд, для этого предпочтительнее?

- Мне ближе пушкинский вариант с нерукотворным памятником (смеется), тем более что в фестивальном случае речь бы шла о групповой композиции. Спасибо, что позволяют пробуждать чувства добрые и разрешают восславлять творческую свободу! Память - штука хорошая, но лучше продлить жизнь великому Искусству. Один из способов - фестиваль.

И ЗВЕЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ

В Австрии до пандемии ежегодно проходило около 200 фестивалей. К примеру, знаменитый зальцбургский на мировую орбиту вывел Герберт фон Караян, встав во главе проекта в 1960-м. Арт-директора менялись, но программа всегда разнообразна: от Моцарта до современных композиторов, с классическими интерпретациями и авангардными экспериментами - оперы, спектакли, концерты...

А Моцарту, действительно, через 77 лет после смерти воздвигли в Вене монумент работы Виктора Тильгнера, кстати, не дожившего до своего триумфа 5 дней - сердечный приступ. Памятник открыли в 1896-м на Альбертинаплатц, но после войны переместили в южную часть сквера Бурггартен. Особенно он эффектен в обрамлении осенней листвы.

В скульптуре, выполненной в стиле барокко из лаазерского мрамора, с его живым искрящимся белым цветом, нет даже намека на помпезность: левая рука листает партитуру, разложенную на подставке, а правая как бы иллюстрирует движение мелодической линии. Моцарт облачен в сценический костюм и поглощен сочинением музыки, ничего вокруг себя не замечает. На барельефе постамента - трогательные сценки детских лет: маленький гений играет на клавесине под отцовский аккомпанемент на скрипке, а Наннерль, старшая сестра, что-то поет... Рядом - скульптуры ангелов среди бус из винограда, музыкальные инструменты, страницы с нотами оперы «Дон Жуан»... Во всем - полетность и вдохновение!

- В Сочинском дендрарии есть подобная по силе воздействия величественная и трепетная скульптура-фонтан «Сказка» Василия Богатырева с Царевной-лебедью и другими героями Пушкинской «Сказки о царе Салтане».

- Помню! Действительно, волшебное зрелище. Под стать городу-сказке и его удивительной олимпийской судьбе. Сочи за эти 15-20 лет тоже будто взмахнул белоснежными крыльями и устремился ввысь! Современные небоскребы в окружении пальм, кипарисов и магнолий соседствуют с облагороженными набережными... Разумеется, туристско-гостевая зона отличается от социально-бытовой: нужно же где-то жить сочинцам.

Причем благосостояние местных жителей, судя по виллам и частным мини-гостиницам, ютящимся практически везде, где можно и нельзя, вроде не страдает. Впрочем, я - не с Марса: у любого процветания есть своя цена и, увы, изнаночная сторона. Только бы пресловутый «прикуп» не девальвировался, а те, кто его знают, чувствовали себя счастливыми!

Вечером, после фестивальных концертов в Зимнем, чаще всего нет сил и возможности «упасть в объятья» ночного Сочи: к примеру, пересечь Театральную площадь, спуститься к морю и присесть на волнорез, чтоб насладиться шумом прибоя. Хотя желание бывает - хочется иногда, как в детстве, когда меня сюда привозили родители, растянуться на пляжных камушках и любоваться звездами. Говорят, только в нашей галактике их около 400 миллиардов...

«ОТКРЫТЬ СОЗНАНИЕ МИРУ»

- Зимние сочинские ночи холодноваты для ночных медитаций у моря!

- Это ностальгическая фантазия, не более! Зато днем приятно принимать солнечные ванны на просторном балконе комфортабельного номера в Swissotel Resort Sochi Kamelia, вглядываясь в лазурную морскую даль, а по дороге в Зимний из окна автомобиля засматриваться на золотистые гроздья магонии и мимозы.

Мне иногда после концерта дарят первоцветы - букетики из ароматных лесных цикламенов и подснежников. Умиляюсь и одновременно сокрушаюсь. Знаю, что сбор этих краснокнижных растений запрещен, но не возвращать же их дарителям. Те купили эту красоту у старушек, торгующих на улице и зарабатывающих таким образом на пропитание. Пенсии - маленькие, известное дело, вот и приходится жертвовать Матерью-природой. Однако искусство жизни не требует таких жертв!

В мире сегодня столько боли, что из любви к самому себе и милосердия ко всему человечеству необходимо дарить друг другу и окружающей нас действительности ежечасно и ежедневно исключительно радость, уважение, свет (горя, слез, мрака и так - с избытком). А для этого человеку нужно раз и навсегда избавиться от юдольной блокировки, увидеть в себе отражение бесконечной и целостной Вселенной!

Когда ты, лимитированный и сиюминутный, обнаруживаешь внутри себя необъятного и вечного Творца, естественно, испытываешь страх, нуждающийся в преодолении. Это серьезное испытание. Тот, кому удалось его пройти и открыть свое сознание всему миру, обретает чувство единения с каждым цветком и с каждой звездой. Все ведь вокруг незримо связано между собой, надо лишь подключиться к этой всеобщей взаимосвязи.

Мы неделимы с теми, кто желает нам зло, именно поэтому их искренне жалко - зло убивает в первую очередь своего носителя. А мировая гармония, поселившаяся в нашей душе и сделавшая ее частичкой души мировой, пробуждает сострадание к чужой боли. Боли из-за несправедливости и жестокости, беззакония и бесчеловечности, ограниченности физического бытия в контексте безграничности духовного мира! И апогеем человечности на поверку становится не благоразумие, а бескорыстная и добровольная справедливость, спаявшая сострадание и любовь.

Мастер-класс Юрия Башмета в рамках занятий Международной музыкальной академии (2017 г.)

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ!

- Любить человечество проще, чем конкретных людей. В век интернета и воинствующего дилетантизма иная неправда распространяется со скоростью света и, глядишь, уже претендует на статус истины в последней инстанции. Пусть даже речь идет об узкоспециальных, но принципиальных вещах. Вспомнилось, как симфонию для струнного оркестра Георгия Свиридова, впервые публично исполненную вами и «Солистами Москвы», во всемирной паутине представляют как премьеру другого коллектива. Неужели по-человечески не обидно?

- Нет. Чтоб понять мою реакцию, нужны подробности. Бог - в деталях.

Судьба свела меня с Георгием Васильевичем лично лишь однажды. В какой-то компании нас представили друг другу, мы пожали руки - и все: большая разница в возрасте, дистанция пиетета с моей стороны... После смерти композитора его вдова позвонила мне на дачу и объявила волю супруга. Оказывается, он хотел, чтоб мировая премьера этой симфонии состоялась в нашем с «Солистами Москвы» исполнении. Но телефонную трубку тогда сняла моя жена, которая из-за забывчивости передала суть разговора примерно через полгода, когда Эльза Густавовна Свиридова тоже покинула этот мир. Я пересказал историю Александру Чайковскому, с которым дружу много лет. Тот сообщил, что племянник Свиридова, Александр Белоненко, преподает в Санкт-Петербургской консерватории, руководит Свиридовским институтом. И пообещал уточнить у него, сохранились ли ноты.

Александр Сергеевич позвонил мне сам на следующий день: мол, он присутствовал при телефонном разговоре вдовы композитора с моей супругой, а сейчас приводит в порядок упомянутую партитуру. И как только перепечатает, я ее получу, чтоб наша запись исполнила пожелание его легендарного дяди. Все случилось. Музыка чудесная, написана Георгием Васильевичем в начале 40-х! С листа тогда ее сыграли какие-то студенты консерватории, потом автор многократно исправлял ноты, откладывал и снова к ним возвращался...

Мы удачно записали этот ранее не звучавший шедевр. Он - в нашем репертуаре, исполняем его во всем мире с большим успехом. И вдруг, года через два после выхода на Западе нашего CD, - новая мировая премьера... Московского филармонического оркестра под управлением Юрия Симонова. Будто записи «Солистов Москвы» не существует, а ведь это произведение мы играли и в Москве.

В данном случае обидно только за державу, где филармонические специалисты уже не придают значение таким важным нюансам, как первое исполнение. А личной обиды не может быть: музыка Свиридова звучит - это главное.

«МОГУЧАЯ ПОСТУПЬ ДИМ ДИМЫЧА»

Олег Меньшиков в спектакле «Оркестр. Медь» (2016 г.)

Юрий Башмет и Валерий Гергиев (2011 г.)

Была подобная история с опусом Дмитрия Шостаковича. Листок с нотами и его автографом случайно обнаружили в архивах Российского национального музея музыки имени Глинки. Ключ - альтовый! Директор музея Михаил Брызгалов обратился к Ирине Антоновне, вдове Шостаковича. Та сказала: «Отдайте Юре, пусть решает».

Оказывается, Шостакович написал эту пьесу длительностью 1 минута 37 секунд в конце 30-х в ленинградской гостинице «Европа» на дне рождения знакомого альтиста - в качестве подарка. Ноты имениннику вручил на следующий день.

И так случилось, что много позднее эти ноты попали к мэру Москвы Сергею Собянину. А Сергей Семенович, отправившись в «Геликон-оперу» на какое-то торжественное мероприятие, листок с опусом в красивой рамке захватил с собой и подарил театру. Мне звонит Дмитрий Бертман, главный режиссер: дескать, посмотри, а то наши альтисты из-за пьесы устраивают чуть ли не поединки.

Получив ксерокопию, мы с дочкой сыграли это произведение по телефону Саше Чайковскому, находившемуся в Питере. Он послушал и вынес вердикт: «Могучая поступь Дим Димыча слышна!»

Собянин пригласил на мировую премьеру в «Геликон-оперу» послов разных стран. Минут 10 ведущая рассказывала про меня, Ксюшу и Шостаковича, а после ее вступительного слова в нашем исполнении прозвучала полутораминутная очень симпатичная и качественная музыкальная зарисовка. Презентовали пьесу еще несколько раз на знаковых сценических площадках. Проходит несколько месяцев - мировая премьера в Германии: играют другие люди.

- И «пипл хавает»!

- Еще и поэтому мы затеяли наше фестивальное движение. Чтоб люди, приезжающие на зимний праздник искусств в Сочи из разных уголков России и мира, оставались людьми, а не всеядным «пиплом». Чтоб историческое соотношение «званых» и «избранных» менялось в пользу тонко чувствующих, умеющих ценить подлинную красоту и уважающих точность деталей. Спасаемся сами и спасаем вокруг себя ближних. Такая уж миссия.

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Снимки - из фотоархива Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств

Море премьер Зимнего фестиваля искусств


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх