В Барнауле прошло выездное заседание секретариата «Союз писателей России»
В рамках юбилея Алтайской краевой писательской организации "Союз писателей России" в Барнауле в библиотеке им. Шишкова состоялось выездное заседание секретариата. Присутствовали гости из Москвы, а также руководители региональных писательских организаций.
О вечном
Москвичи настроены были говорить о добром и вечном, о судьбах нации, о силе слова и духа. Региональные писательские организации были озабочены куда более приземленными проблемами: как получить финансирование на свое существование, как добиться обратной связи с секретариатом в решении насущных проблем, как сделать так, чтобы власть обратила внимание на бедственное положение некоторых писательских организаций.
Секретариат работал в крае в течение трех дней. В один из вечеров выступил профессор Российского государственного гуманитарного университета литературовед Дмитрий Бак с лекцией "Как писать и как быть писателем?", на которую собралось много пишущих. Бак решил начать с азов и сообщил собравшимся, что первым, кто продал рукопись за деньги, был Александр Сергеевич Пушкин, потом еще рассказал про историю существования российских журналов со времен Некрасова. А в конце - про потрясающую эрудированность его студентов в части знания классической поэзии. Например таких, как певица Полина Гагарина.
Несколько изумившись теме лекции, мэтры алтайской литературы все же внимательно слушали, а кое-что даже записывали.
- Мысль номер восемь. Литобразование придумал Ленин на одном из съездов: когда выдвинули лозунг учиться коммунизму, зашла речь об идеологии коммунизма. Даже прозвучала идея о том, что литературе возможно научить. Из классики формировали правильные произведения для изучения. Появился атеист Пушкин, вписанный в систему советского образования. Я враг массового обучения писательству. Это усредненное мастерство. Это же двое из ларца одинаковых с лица, - вещал лектор.
Пришло время вопросов, и лектору сразу прилетел упрек:
- Вы приехали на Алтай, но ни слова не сказали о наших великих писателях. Стали говорить о прописных истинах, как будто мы здесь темные, - прозвучала реплика из зала.
Возникла неловкая пауза. Попытались исправить ситуацию восторженные студенты из краевого классического вуза вопросами из серии: "А как вы думаете?.. а что вы считаете по этому поводу?.."
В конце концов москвич был удовлетворен встречей и отправился с лекцией на следующую литературную площадку.
О поступках
В третий, заключительный день состоялось заседание выездного секретариата, где присутствовали сразу два гостя: главный редактор "Роман-газеты" Юрий Козлов и секретарь правления Союза писателей России, заместитель редактора журнала "Отечественные записки" поэт Алексей Шорохов. Им первым и предоставили слово.
Алексей Шорохов начал дипломатично:
- У нас все чаще публикуются алтайские авторы. Меня даже обвинили в барнаулофилии. Но что поделать, если у вас столько достойных. Мне хотелось бы продолжить мысль руководителя регионального отделения писательской организации Алтайского края Анны Самойловой о силе слова и ответственности писателей за слово. Мы запустили спутник, были первыми в космосе. Но через год американцы побывали в космосе, и сейчас вместо слова "спутник" используется "сателлит". Так замещением одного слова была отобрана наша победа.
Однажды Шукшин заехал по физиономии на одной кинематографической тусовке человеку, который сказал, что Суворов негодяй и что он потопил в крови польское восстание. Шукшин пояснил, что нельзя в его присутствии называть негодяем национального героя. Иногда вот таких поступков нам недостает.
Недавно в США вышел фильм "Ирландец" с американскими звездами. Как всегда, про бандитов. В диалогах героев говорится: "Наши танки въезжали в Берлин". Но американские танки в Берлин не въезжали. Это искажение истории.
В нашем журнале введена рубрика "Культурная безопасность". Первое, что мы там опубликовали, это письмо Владимиру Путину по поводу Дня космонавтики. Американцы поздравляют с Днем космонавтики весь мир, стерев на картинках со шлема надпись "Гагарин". Мы предложили сделать этот день нерабочим и объявить его Днем советской и российской космонавтики.
Эстафету подхватил Юрий Козлов:
- Мы близки к созданию искусственного интеллекта. Японский поэт Исигуро утверждает, что роботы уже научились создавать художественные произведения, только человеческих эмоций пока им не хватает. То есть идет прямое отрицание божественности души. И это глобальный тренд во всем. Когда я занимался с сыном историей, готовил его к ЕГЭ, столкнулся вот с чем. В теме "Александр Невский" ученикам предлагают выбрать две положительные стороны деятельности Невского и две отрицательные. Если ученик не называл отрицательные, снижаются баллы. Нужно думать каждому, как такое навязываемое мышление скажется на молодежи. Есть опасения и по поводу единого литературного пространства. Внезапно возникает Гузель Яхина, и вдруг получается, что она уже говорит от имени российской словесности. Неграмотный писатель Алексей Сальников, известный по роману "Опосредованно", лауреат премии "Национальный бестселлер" - это вообще издевательство над словом и литературой.
Мы живем вне литературного процесса. Раньше журналы его отражали. Там публиковались сильные писатели и лучшие произведения. Сейчас журналы не выражают никаких общественных идей, тенденций развития литературы, так как стали частными. Единственное, что от них осталось, - история. Наш журнал выходит два раза в месяц. В нем публикуются серьезные вещи, например "Апологет" Александра Леонидова (Филиппова) из Уфы. Это роман-фантасмагория о том, как разваливали Советский Союз.
О насущном
После москвичей о наболевшем рассказали регионы.
Особенно показательным было выступление руководителя писательской организации Красноярска Владимира Замышляева.
- Относитесь к нам с должным уважением. Президент объехал все регионы, а секретариат первый раз за пять лет к нам приехал. У Москвы нет связи с регионами. Если бы не грант Губернатора Алтайского края, мы бы здесь не встретились. Почему мы можем собираться только благодаря грантам? Почему Союз писателей России не объединяет нас всех вместе? Я председатель регионального отделения, я вынужден к ним пробиваться, чтобы узнать, приняли наших в Союз писателей или нет. На одного из кандидатов документы вообще потеряны.
Как может развиваться литературное пространство, если мы не можем решить организационные вопросы?
Когда в России принимался закон об НКО, попытались записать туда Русскую православную церковь, она восстала. А мы согласились стать общественной организацией. Литература в настоящее время, как и церковь, отделена от государства. Но церковь в более выгодном положении, у них есть свое имущество, доход. У писателей ничего нет. Наши произведения - это частная собственность, и она должна охраняться. Но все сейчас на уровне любительства. В Госдуме 13 лет лежит проект закона о творческих союзах, ведь это связано с материальной базой. Государство должно поддерживать литературу. Нам необходимо бороться за то, чтобы нас признали как профессиональный союз, - отметил он.
На это заявление члена секретариата парировали:
- Все документы по кандидатам в писатели есть на сайте. Все нужно отправлять по почте письмом, а не посылать с нарочным. Это верный признак, что документы потеряются. По почте вернее. А что касается централизации и материального обеспечения, то время такое. Разрушена государственная система - Советский Союз. В Кремле все знают о нашем положении. Кстати, депутат Госдумы от Алтайского края Сергей Шаргунов представляет там наши интересы.
Представитель писательской организации Иркутска рассказал:
- У нас писатели ездят по области и выступают за плату перед коллективами. Мы являемся чем-то вроде государственного издательства. Это заслуга государства. Писатели всегда группировались вокруг журналов. У нас в Иркутской области журнал входит в госзадание. Полноценно выходит шесть номеров в год. У нас появилась полноценная денежная премия журнала. Так что нужно просто этим вопросом заниматься, чтобы появились деньги у журнала.
Начнет ли Москва активно помогать писательским организациям, неизвестно. Возможно, они обменяются имеющимся опытом выживания в условиях рынка и начнут сами делать какие-то экономически верные шаги. Ведь даже Пушкин пытался быть предприимчивым в Золотой век литературы.