Как я прошел школу театра «Homo artisticus» и участвовал в постановках
Всю свою жизнь я посещал театр, как самый обычный зритель. Уж точно не был искушенным театралом, и не имел утонченных вкусов. Как правило, ходил по бесплатным билетам от друзей, школы или знакомых.
Вскоре меня привлекло актерское ремесло. Я частенько стал сниматься в любительских фильмах друзей. Это не приносило ни дохода, ни известности, ни чего-либо еще. Нам просто нравилось. Заметив мой интерес, друзья предложили попробовать себя в роли театрального артиста.
Так я пошел в первую попавшуюся театральную студию Барнаула. Она, можно сказать случайно, оказалась при АлтГУ. Честно сказать, был крайне удивлен: туда бесплатно набирали не профессиональных артистов, а таких же, как и я - совершенно нетеатральных людей, но обладающих тягой к этому делу.
Вначале надо было пройти кастинг. Я прочитал отрывок из "Василия Теркина". Видно было, что комиссия сомневается. Попросили нехотя еще что-нибудь показать. И я вдруг выдал им полноценный брейк-данс. Некоторое время занимался этим. Удивились, но приняли.
Мне было нелегко привыкнуть. Большая часть нашей группы состояла из студентов, а я был школьником.
В течение восьми месяцев мы упорно ходили на простые уроки по развитию актерских навыков. Обучали азам актерского ремесла: естественному пребыванию человека на публике, освобождению мышц, игре в одиночестве.
Иногда казалось, что мы просто бессмысленно бродим по сцене, что-то монотонно бурчим. Даже хотелось все бросить. Однако постепенно понял, зачем это, когда стал контролировать свой голос, управлять мимикой. То есть - научился показывать эмоции человека.
Обучившись, наш коллектив стал готовиться к театральной постановке по книге Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Основная идея спектакля заключалась в поиске себя, главный герой пытался найти путь в жизни, чтобы в дальнейшем мог беспрепятственно идти по нему. Мне это оказалось самому близко и понятно, я заканчивал школу.
Количество репетиций постепенно увеличивалось: вначале мы ходили в театр от силы пару раз в неделю, теперь посещали театр чуть ли не каждый день. Работа была непростой, ибо после дня учебы нам приходилось тратить остаток сил на заучивание реплик и отработку движений. Мы приходили, прогоняли весь спектакль от начала и до конца, а затем отдельно отрабатывали те сценки, где у нас было больше всего проблем.
Так как мне досталась роль пьяницы, приходилось трудиться куда сильнее, ведь непьющему человеку трудно трезво отыграть фирменную походку и манеру речи настоящего алкоголика. Я каждый день проговаривал реплики перед зеркалом, чтобы все смотрелось, куда более убедительно. Иногда даже присматривался к пьяным на улицах города.
Спустя месяц репетиций мы еще не были достаточно готовы, но спектакль был уже не за горами. Мне кажется, он сложился только за два дня до премьеры. Когда мы как-то по-особенному его прошли на репетиции, и все вдруг встало на свои места.
В день своего первого спектакля я совсем не нервничал. Выступать перед зрителями, как не странно, было не так волнительно, как перед вечно неодобрительным взглядом нашего режиссера. В конце концов, все прошло, на мой взгляд, удачно.
Наш успех был обусловлен поддержкой друг друга, какой-то запредельной, как говорят в спорте, самоотдачей и небольшим количеством магии импровизации. Люди были настолько увлечены постановкой, что даже не заметили того, что мы случайно сбили один из прожекторов, и забыли надеть специальные костюмы в сцене с Фонарщиком.
Должен сказать, немногочисленные критики отозвались о нашей постановке не в лучшем свете, но строгий режиссер долго хвалил нас за всю проделанную работу.
После выступления я еще долго не мог отойти: переполняли эмоции, смешанные с диким энтузиазмом. Я более чем уверен, что это был самый запоминающийся поход. Он стал моим билетом в мир театра.
Андрей Ляпунов
Фото с сайта asu.ru (одна из постановок "Homo Artisticus")