Новости и события » Общество » Мэрия Саратова подала около 100 исков о выселении. Истории людей и позиция властей

Мэрия Саратова подала около 100 исков о выселении. Истории людей и позиция властей

Многодетная мать из Саратова Елена Конецкая может лишиться крова благодаря инициированному мэрией судебному иску о выселении.

О непростых взаимоотношениях с муниципальными чиновниками и реальной перспективе остаться на улице она рассказала ИА "Взгляд-инфо".

Купить палатку

На Зарубина, 25 Конецкая поселилась достаточно давно. Однако в той части дома, где изначально жила ее семья, произошло обрушение, и в 2015 году на средства материнского капитала Елена купила трехкомнатную квартиру в относительно целом крыле того же здания. Собственниками этого жилого помещения стали ее дочь и сын.

Впоследствии выяснилось, что еще в 1987 году, по решению Волжского райисполкома, дом был признан аварийным. На этом основании городские власти включили его в целевую программу и в 2017 году начали расселять.

Сначала Конецкой предложили "трешку" на окраине Солнечного - на Кузнецова, 11. Однако этот вариант многодетную мать не устроил. И не столько из-за удаленности от центра, сколько из-за отсутствия социальной инфраструктуры. Тогда городской комитет по управлению имуществом попытался через суд обязать Елену заключить соглашение о предоставлении нового жилья взамен изымаемого, но в удовлетворении требований чиновникам было отказано.

"Второй вариант нам предложили на окраине Юбилейного. И мы бы взяли - поначалу я была настроена согласиться. Но когда мы там побывали, то стало ясно, что туда в принципе невозможно ни зимой, ни весной, ни осенью на машине доехать, а пешком - это нужно надевать болотные сапоги и по колено в грязи идти к школе. Фактически мы просто не сможем в школу ходить. К тому же подвалы в этих домах затапливает регулярно. Нам на первом этаже квартиру предлагали, то есть под нами будет вода все время", - поведала наша собеседница.

В 2019 году КУИ снова обратился в суд, но и на этот раз служители Фемиды встали на сторону многодетной матери. Новых предложений от муниципальных властей не последовало, и в конце 2020 года уже сама Конецкая подала иск к мэрии.

"Я обратилась в суд с исковым заявлением, чтобы нам что-то предоставили, но нам сразу вручили встречное исковое - в нем речь идет о возвращении средств, потраченных на покупку квартиры. Сейчас на эти 450 тысяч рублей куда мы поедем - в коммуналку? Нам осталось купить палатку и где-то здесь поселиться.

Много раз я обращалась в администрацию с заявлениями, ходила в прокуратуру, где сказали, что это не их профиль, они нам ничем помочь не могут - идите в суд. Мне звонил прокурор, который сказал, что многодетным положен земельный участок - берите и стройтесь. Я объяснила, что не на что строиться. Проблемы нашей это не решит - разве что взять участок и купить палатку. Мы готовы любые варианты рассмотреть, в том числе на вторичном рынке, но так, чтобы это было безопасно, чтобы дети могли нормально в школу ходить. Нам сказали, что вариантов нет. Администрация настроена категорически - 450 тысяч и... на улицу", - посетовала женщина.

Поправки в Жилищный кодекс

Дело в том, что, пока шли первые судебные разбирательства, в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, вступившие в силу в декабре 2019 года. И теперь граждане, ставшие собственниками жилья после его признания аварийным, имеют право лишь на возмещение стоимости изымаемой недвижимости.

В подобной ситуации оказалась и жительница Саратова Татьяна Картунова, о чем накануне нашему агентству сообщила ее представитель - Елена Пугачева.

Горадминистрация намерена выселить женщину вместе с 9-летним сыном и мужем, инвалидом II группы, из принадлежащей ей комнаты в коммуналке на Пушкина, 20.

Этот дом признали аварийным в 2014 году, а в 2017-м отец Картуновой передал ей жилплощадь по договору дарения. В документе была указана кадастровая стоимость подаренной недвижимости - 869 109 рублей. Мэрия же намерена выкупить комнату за 584 622 рубля - именно такая сумма фигурирует в иске об изъятии жилого помещения.

В отличие от Елены Конецкой, Татьяне Картуновой вообще никаких вариантов жилья не предлагали. По словам ее представителя, "администрация изначально нацелилась на деньги", то есть на выплату возмещения, которого вряд ли хватит даже на покупку гаража.

И в данном случае чиновники ссылаются все на ту же норму Жилищного кодекса РФ, введенную федеральным законом № 473-ФЗ от 27 декабря 2019 года.

Однако, как полагает Елена Пугачева, она распространяется только на правоотношения, возникшие после вступления закона в силу. А значит, семья Картуновых имеет право на получение жилья.

"Мы не требуем ничего лишнего. Мы рассчитали площадь - получается где-то около 24 квадратных метров. Во встречном исковом заявлении мы просим предоставить квартиру не менее этой площади", - пояснила Пугачева.

"Исполнение законодательства" и судьбы детей

К сожалению, это не единственные случаи, когда мамы с детьми оказываются перед угрозой лишиться единственного жилья. Подобная перспектива вполне реальна и для героинь наших публикаций - Ирины Таракановой и Татьяны Андреевой. Первая потратила 500 тысяч рублей (маткапитал и личные сбережения) на покупку комнаты в общежитии на Азина, 27, где с 2015 года проживает вместе с двумя несовершеннолетними детьми. Второй, матери-одиночке, и вовсе пришлось брать ипотеку, чтобы в 2016 году за 750 тысяч рублей приобрести комнату в коммуналке на Азина, 41.

К сожалению, женщинам крупно не повезло - еще до совершения сделок купли-продажи их дома признали аварийными, о чем они не подозревали. В итоге дома попали в программу переселения, но вместо нового жилья Таракановой и Андреевой предложили возместить расходы на покупку недвижимости. Отказавшись от столь "щедрого" предложения, обе получили иски от администрации Саратова, которые сейчас рассматриваются в Заводском районном суде.

В комментарии "Взгляду" Татьяна Плющева, пресс-секретарь мэра Михаила Исаева, сообщила, что в данный момент в судах рассматривается около 100 подобных исков, причем как по старой, так и по новой программам переселения.

"В соответствии с федеральным законодательством, если квартира была приобретена в уже признанном аварийным доме, то собственник может претендовать только на стоимость, соразмерную той, которая была указана в договоре купли-продажи. Если речь идет не о договоре купли-продажи, а о договоре дарения и прочее, то суд в рамках экспертизы назначает эту стоимость. Со стороны мэрии идет исключительно исполнение федерального законодательства - не более", - озвучила она позицию муниципальной власти.


Свежие новости России на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх