Экспертиза подтвердила нарушения пожарной безопасности при возведении многоэтажки «Барнаулкапстроя»
Компания «Барнаулкапстрой» (БКС), подконтрольная мэрии краевого центра, допустила массу нарушений в ходе возведения жилого дома по адресу Павловский тракт, 291, в том числе не выполнила требования пожарной безопасности, пристроив трехэтажное здание, практически примыкающее к окнам квартир. Это было установлено в ходе разбирательства по иску одной из дольщиц Ольги Гревцевой, которая пыталась принудить застройщика снести часть строения, поскольку по изначальному проекту его высота не должна была превышать двух этажей. Представитель истицы поделился деталями дела с ИА «Банкфакс» и рассказал, что этот вопрос является принципиальным, так как женщина выбирала жилье с учетом инвалидности ее внука, для которого вид из окна является одной из немногих возможностей связи с окружающим миром. В феврале текущего года суд отказал в удовлетворении этих требований, но женщина намерена подать апелляцию.
Ольга Гревцева выбирала квартиру для своей семьи по ряду условий, исходя из того, что в связи с состоянием здоровья ее внук не может передвигаться без инвалидной коляски. В числе требований было наличие грузового лифта и невысокий этаж. Последний момент был особенно важен, поскольку окна для ребенка - это связь с внешним миром. Так, договор долевого финансирования был заключен с АО СЗ «Барнаулкапстрой» (БКС), которое возводило жилую многоэтажку на Павловском тракте, 291.
По проектной декларации, прошедшей все необходимые экспертизы, к зданию должен был примыкать двухэтажный встроенно-пристроенный блок - коммерческий объект, в котором планировалось разместить продуктовый магазин и фитнес-центр. Документ не раз менялся, но высота строения в разных его версиях оставалась прежней. На таких условиях приобрела будущую квартиру и Ольга Гревцева.
Однако в ходе строительства в 2018 году дольщики обнаружили, что под их окнами вырисовывается небольшой торговый центр, подросший до третьего этажа. Также выяснилось, что между зданиями появился крытый переход, а ТЦ имеет отдельный фундамент, то есть, по действующим нормам, является самостоятельным объектом капитального строительства. Ко всему прочему, его крыша закрыла обзор из окон, в том числе в квартире Гревцевой.
Барнаульцы получили ключи от квартир только в 2020 году из-за отложенного ввода в эксплуатацию, который изначально был запланирован на 2018 год, затем - на 2019, но оказался просрочен. Как сообщалось ранее, дом принимали со скрипом из-за общественного резонанса, так как новоявленные жильцы обнаружили множество дефектов. В связи с просрочкой семье Гревцевой удалось отсудить компенсацию у «Барнаулкапстроя» на сумму 196 тысяч рублей, хотя исковые требования были предъявлены в объеме более 458 тысяч рублей.
В то же время обладатели новой квартиры решили разобраться с девелопером в законности увеличения этажности здания под окнами. Для этого они заказали строительно-техническую экспертизу, по итогам которой оказалось, что ситуация куда сложнее. Эксперты установили ряд нарушений различных норм и требований пожарной безопасности.
Это стало поводом для искового обращения Ольги Гревцевой к БКС с требованием устранить нарушения, которые были допущены при возведении жилого дома. Процесс продлился около года и завершился 10 февраля 2021 года. Из решения Индустриального районного суда (копия документа имеется в распоряжении ИА «Банкфакс») следует, что в ходе разбирательства проходила новая экспертиза, которая подтвердила большую часть выявленных ранее проблем. К примеру, выяснилось, что расстояние от проемов окон квартиры Гревцевой до крыши закрытого перехода пристройки составляет всего 1,35 м. Его кровля покрыта битумом - горючим материалом. По всем требованиям ближайшие оконные проемы должны быть противопожарными, то есть из металла и без возможности открытия. Однако их установка в жилых помещениях противоречит ГОСТу. Также расстояние между жилым и коммерческим объектом - менее 5 м. Это блокирует доступ спасателей и пожарной техники к квартирам в случае ЧП. Более того, в целом экспертиза доказала, что введенное в эксплуатацию строение не соответствует проектной документации.
На этих основаниях судебный эксперт пришел к выводу, что квартира Ольги Гревцевой непригодна для жилья. Кроме того, этот вывод также можно применить ко всем квартирам, находящимся над ТЦ до пятого этажа, указано в материалах дела. Эти факты были приняты судом во внимание, после чего истица уточнила свои требования, предложив снести левую часть перехода и пристроенного здания. При этом специалист, выявивший проблемы, подтвердил, что таких мер было бы достаточно для решения вопроса. Также в иске было указано на то, что обе постройки в целом можно считать самовольными из-за отсутствия проектной документации, так как для создания жилого дома использовались документы от соседнего объекта «Барнаулкапстроя» по адресу Павловский тракт 297, который не является типовым.
В связи с вышеупомянутыми обстоятельствами остается открытым вопрос, как в итоге застройщику удалось пройти многочисленные согласования и даже ввод в эксплуатацию. Любопытно, что БКС в качестве обоснования своей правоты в суде также представил экспертное исследование, которое зиждилось на проектной документации. Однако суд не принял его во внимание, поскольку возведенные здания ей не соответствуют. Также интересно, что в качестве третьих лиц в деле участвовали и дольщики коммерческой пристройки. Среди них было несколько предпринимателей, в том числе известный барнаульский бизнесмен, бывший депутат гордумы, глава Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц, который представлял свое ООО «ТПК «Сибирь-Контракт», в данный момент находящееся в процессе банкротства. По словам представителя Ольги Бурцевой, он выступал против частичного сноса и взамен якобы предлагал снести сам жилой дом, чтобы он не нарушал пожарных требований для бизнес-объекта.
Несмотря на то, что суд согласился с выводами экспертизы о наличии угрозы жизни граждан и не принял во внимание доводы ответчика, в удовлетворении требовании Ольге Гревцевой о сносе части пристройки было отказано. При этом инстанция подтвердила, что ее права потребителя были нарушены, и она вправе их защищать, но в данном случае был избран не верный способ.
Представитель истицы сообщила ИА «Банкфакс», что планирует обжаловать данное решение в Алтайском краевом суде. Она добавила, что также обращалась в инспекцию строительного и жилищного надзора региона, но ответ показался ей формальным, а при личной встрече представители ведомства отговаривали от обращения в суд. Также она утверждает, что в ходе процесса со стороны третьих лиц - собственников коммерческой пристройки - исходило давление.
Добавим, что подрядчиком по объекту на Павловском тракте, 291 по договору с «Барнаулкапстроем» выступало ООО «Сибресурс». Любопытно, что 26 февраля арбитраж зарегистрировал иск БКС против этой фирмы о банкротстве. Вдвойне примечательно, что в скором времени и сам застройщик может выйти на путь финансовой несостоятельности, о чем уже говорили и в мэрии города на фоне другого скандала, касающегося недостроенных домов по договорам долевого строительства.
Напомним, что «Барнаулкапстрой» также связан с рядом коррупционных схем. В конце 2020 года виновным в получении взятки был признан бывший руководитель фирмы Александр Канаков. В ходе разбирательства выяснилось, что в период с июля по сентябрь 2019 года Канаков, действуя совместно с замглавы барнаульской администрации Сергеем Деминым, получил от директора одной из строительных компаний 3,6 млн рублей в качестве части ранее оговоренной взятки, общий размер которой должен был составить 15 млн рублей. Деньги полагались за покровительство некой фирме в приемке строительства многоквартирного дома и обеспечении выгодного предпринимательства. Также в данный момент идет судебный процесс в отношении самого Демина. В его деле также фигурирует другой эпизод взяточничества: предполагается, что Канаков мог заплатить чиновнику за назначение руководителем БКС.