«Все у нас слава богу». Трогательная история многодетной семьи с Алтая
Дом Русаковых словно на разделе двух миров стоит. За окнами - проблемы и суета, а внутри - умиротворяющая неспешность. Она в каждом жесте и слове хозяев, и мы пьем очередную чашку чая, чтобы подольше не уезжать от отца Георгия и его матушки.
"Чудес не замечал"
На днях многодетные родители, награжденные медалью "Родительская слава", в миру Юрий Федорович и Любовь Викторовна, принимали поздравления с Днем матери. Отставив другие, менее важные дела региональной недели, навестил их с подарками и депутат Государственной думы Иван Лоор. В Крутихе он не впервые, но с Русаковыми познакомился только сейчас. Похоже, и его сердце очаровал их дом. Возможно, потому, что наш именитый земляк, представляющий сейчас интересы края в Москве, и сам родом из многодетной семьи?
"Вы сделали хорошее богоугодное дело. Создали очаг, к которому тянет даже взрослых ваших детей. Уверен, что они воспитают следующее поколение рода в тех же традициях. Ведь семья - основа всего. Ничто и никогда не заменит семейного воспитания. Я не педагог, но мне кажется, что на 95% человек - это то, что в него заложили мама и папа. Педагоги только развивают. Одно дело - уповать на Бога и ничего при этом не делать. Совсем другое - как вы: трудиться каждый день, подавать личный пример ребятишкам, чтобы стали они опорой не только родителям, но и России" - такими словами поздравил Иван Иванович гостеприимных хозяев.
За разговором выясняется, что нежданно-негаданно мы попали еще на один семейный юбилей! 25 лет назад, в конце ноября 1994 года, отец Георгий был рукоположен в сан иерея, первым местом служения назначили ему Свято-Троицкий храм в Тюменцево. Четверть века стоит многодетный отец у престола Божьего. За службу свою удостоен многих церковных и гражданских наград.
- Вера не обнуляет в жизни человека того, что было у него прежде. Это его дорога. Когда не крещен был, говорил жене своей Любаше, что вот есть у нас два сына - и довольно. Как и все, я атеистом был, хотя много раз на моих глазах свершались чудеса - не видел, не понимал. После крещения у нас родились Надя, Паша и Юля, а потом мы еще пятерых ребятишек в семью приняли, - рассказывает о своей жизни протоиерей Георгий Русаков, ныне настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Крутихе.
Приведем лишь две истории, которые земными причинами и впрямь не объяснить. В детстве Юра видел, как снимали крест с купола сельского храма. Человек, пытавшийся это сделать, сорвался и разбился насмерть. Уже потом от бабушки наш собеседник узнал, что не умер своей смертью ни один из тех воинствующих атеистов. Второй случай - армейский. Рядовой Русаков служил в Северной группе войск в Польше. Во время ночных учений ГАЗ-66 с радиостанцией на борту, в котором находились два солдата-радиста и водитель, едва не был смят танком. Шестьдесят тонн металла в условиях плохой видимости неслись прямо на них. "Все, конец", - успел подумать Юрий, как вдруг тучи разошлись и лунный свет выхватил из темноты фигуру незнакомого офицера, стоявшего на пути танка. Тяжелая машина резко затормозила, ствол пушки остановился в метре от ГАЗ-66. Очень спокойно, без обычной в таких случаях в армейской среде крепких словечек он объяснил командиру танкового экипажа, что тот сбился с курса. Удивительно, что ни разу ни до, ни после не видел Русаков этого офицера в части.
Что было до
Ребенком родители увезли Юру из Алтайского края в Казахстан. Там он окончил училище, встретил свою Любу (ей было 18, ему - 21) и с молодой женой укатил в Нерюнгри на комсомольскую стройку. Хорошо зарабатывал, но заболел старший сын Валера, и врачи посоветовали сменить климат. Супруги приняли непростое для небогатой семьи решение уехать с денежного Севера и вернуться в теплый Капчагай.
В конце 80-х народ, уставший от лицемерия пустых лозунгов, искал тишины усталым душам. У Русаковых появились новые друзья, с которыми вместе стали посещать храм Казанской Божией Матери в Алма-Ате. В тот момент теща Паулина Рудольфовна, этническая немка, увидев тягу зятя к православию, открыла ему баптистское прочтение Христовой веры. Долго размышляя, Юрий Федорович все же сделал выбор в пользу православной церкви, который приняли и женщины рода. Впервые тогда Русаков получил от настоятеля храма предложение стать священником, но отказался: в начале 90-х его семья приняла решение вернуться в Россию.
Несколько раз потом ему предлагали пройти обряд рукоположения, а он все отказывался. Почему? Говорит, не готов был взять на себя неведомую прежде ответственность. Любовь Викторовна поделилась своими сомнениями с верующей соседкой бабой Шурой, помогавшей на первых порах переселенцам из Казахстана. Дождавшись главу семейства с работы, та сказала ему: "Как человек веры, ты понимаешь, что не просто так тебе делают такие предложения. Если не исполнишь волю Господа, как потом пред ним предстанешь?"
- На лопатки она меня тогда положила этими словами, - признается отец Георгий.
Священником стал не только он, но и все его взрослые сыновья - Валерий, Игорь и Павел. Одна из дочерей, Юлия, окончила с красным дипломом АГИК, в этом же вузе доучивается сейчас Надежда.
Учиться выбирать
Глядя на своих подросших детей, Русаковы считали выполненной свою родительскую миссию. Рано, как оказалось. Как-то в канун Рождественского поста узнал отец Георгий от каменского батюшки Николая про двух мальчишек-детдомовцев. Детский дом в Камне-на-Оби расформировывался, пацанов должны были перевести в топчихинский.
На раздумья у Русаковых было всего два дня. Они успели оформить документы на опекунство, спасибо, помогла специалист по опеке и попечительству районного комитета по образованию Ольга Незамаева.
- Мишу и Филю мы раньше не видели и ни о каких деньгах не думали с мужем. Знали одно: мальчикам нужна семья, - вспоминает матушка. - Они к нам уже подростками пришли. Сложно ли было? А как вы думаете, если дети никогда матери не знали, с младенчества в детдоме? Им пришлось привыкать к дому, к родителям. Учиться доверять нам. Но все получилось. Ребята уже взрослые, отслужили в армии, а Миша и семьей успел обзавестись.
Спустя несколько лет от той же Ольги Незамаевой Русаковы узнали, что в одном из сел после смерти матери сиротами остались трое деток, сестра и два брата - Саша, Егор и Антон. Вы уже догадались, что и этих обездоленных ребят Юрий Федорович и Любовь Викторовна взяли под свое крылышко.
Как чувствуют себя дети священника в среде ровесников, где действуют каноны мирские - не церковные?
- Никаких сложностей нет. Они сами делают свой выбор. Батюшка благословил их кушать в школе, но наши ребятишки по доброй воле в дни поста отдают свои котлетки и булочки другим детям. С мужем мы спорили только по поводу одежды девочек. Я его убедила, что они могут носить брюки, ведь это удобно и тепло в холода прежде всего, - рассказала матушка.
- Все современные подростки сидят в соцсетях. Как у вас?
- Нормально у нас. Наши тоже сидят, но не засиживаются, - улыбается отец Георгий. - В общении с друзьями они не ограничены. Все хорошо в меру. Мы не заставляем, они сами это понимают. Есть время для дела - и для отдыха. Да, в Интернете много искушений, но ведь одним и тем же ножом можно хлеб нарезать, а можно человека убить. Человек должен учиться выбирать.
Как это просто - не заставлять, не навязывать. Но как же сложно - уметь доверить своему ребенку. Зато и результат прекрасен. Каждый из детей отца Георгия и матушки Любови находит место в жизни - свое, не чье-то! Каждый, став взрослым, с радостью возвращается под отчий кров уже со своими семьями - в праздники и выходные за большим столом Русаковых до тридцати человек собирается. В такие теплые вечера "под абажуром" они музицируют - в доме несколько музыкальных инструментов. Летом путешествуют - по святым местам, черноморскому побережью или по более ближним маршрутам Горного Алтая. И, конечно, говорят друг с другом. Не утратили несколько поколений рода этот чудесный дар слышать и слушать. Еще одно чудо семьи Русаковых. "Все у нас слава богу", как любят приговаривать отец Георгий и его матушка.