«Пчеловоды Алтая» написали открытое письмо губернатору Виктору Томенко
Межрегиональная общественная организация "Пчеловоды Алтая" распространила открытое письмо к губернатору края Виктору Томенко, в котором указывает на проблемы в отрасли и предлагает ряд мер для их решения. Руководитель краевого Минсельхоза Александр Чеботаев согласен с рядом тезисов, приведенных в послании, однако считает, что возглавляемое им ведомство делает все возможное для развития пчеловодства. В свою очередь председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан заявил "АП", что изложенное в письме "Пчеловодов Алтая" не соответствует действительности и подготовлено ради пиара.
Масштаб проблемы
Однако хотелось бы познакомить наших читателей с его сутью. Во-первых, авторы послания обращают внимание губернатора на проблему систематической гибели пчел в Алтайском крае. Пчелы гибнут третий год подряд, по их мнению, из-за беспечности и непрофессионализма недобросовестных аграриев, которые, в частности, не соблюдают Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами". От обработок страдают и жители близлежащих к полям сел. У них отмечались головные боли и тошнота.
В этом году, как пишут общественники, пострадало не менее 15 тысяч пчелосемей, расположенных в Зональном, Косихинском, Красногорском, Поспелихинском, Тальменском, Троицком, Советском, Смоленском, Солтонском, Шипуновском, Усть-Калманском районах и пригороде Барнаула - селе Власиха. Прямые потери пчеловодов они оценивают в 145 млн рублей, а с учетом недополученного урожая гречихи ущерб сельскому хозяйству составляет более 320 млн рублей.
У Минсельхоза другие данные. Александр Чеботаев говорит о гибели в этом году только 2262 пчелосемей, тогда как в 2019-м от отравления ядохимикатами пострадали обитатели 4086 ульев.
"Мобильная пасека"
Почти двукратное сокращение падежа объясняется комплексом мер, которые предприняло краевое ведомство. Так, совместно с районными органами управления АПК было подготовлено более 130 кочевых карт районов с указанием местоположения пасек. Минсельхоз отправлял в районы телеграммы, в которых приведены мероприятия для профилактики отравления пчел агрохимикатами; сообщается о том, как обеспечить безопасность пасек; как тестировать систему оповещения пчеловодов о предстоящих обработках, приводится руководство о пользовании ею.
"Алтайская правда" несколько раз рассказывала о разработанной по инициативе регионального Минсельхоза системе оповещения пчеловодов через приложение "Мобильная пасека". Она основана на взаимодействии информационной системы "РЕСПАК" и федеральной системы идентификации животных "РЕГАГРО".
Данное приложение тестируется в пилотном режиме с 26 мая 2020 года.
Между тем "Пчеловоды Алтая" считают, что наличие "Мобильной пасеки" не исключает отравления пчел пестицидами. "По факту это всего лишь информационное дополнение, необязательное для исполнения аграриями. К тому же большая часть пасек находится вне зоны покрытия операторами сотовой связи. И ко всему этому существенная часть пчеловодов не в состоянии освоить передовые технологии", - говорится в письме к губернатору.
"Учитывая, что зона покрытия сети Интернет с каждым годом неуклонно растет, а большинство пчеловодов переходят на использование более современных мобильных устройств, система оповещения имеет большой потенциал для внедрения", - считает Александр Чеботаев.
Он говорит, что было проведено четыре видеоселекторных совещания, на которых от каждого района Алтайского края присутствовали руководитель, главные зоотехник и агроном районного органа управления АПК. В ходе последнего совещания участники были проинформированы о внедрении на территории региона системы оповещения пчеловодов о предстоящих обработках посевных площадей через приложение "Мобильная пасека".
Работа по внедрению системы оповещения и регистрации в ней пчеловодческих и растениеводческих предприятий продолжается и в настоящее время. Для оптимизации процесса в районах края составлены планы регистрации хозяйств в системах "РЕСПАК" и "РЕГАГРО".
Сергей Тастан согласен, что региональный Минсельхоз проводит большую разъяснительную работу на уровне районных властей, но до пчеловодов эта информация почему-то доходит с трудом.
А вот когда Тастан сам рассказывает пасечникам о преимуществах "РЕГАГРО", то все они регистрируются в системе. Во всяком случае, так уверяет председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства. Он считает, что органы прокуратуры должна требовать от районных властей исполнения закона "О ветеринарии", который предписывает организацию учета животных.
По данным Сергея Тастана, всего 400 из нескольких тысяч пчелохозяйств в Алтайском крае зарегистрировалось в системе "РЕГАГРО". "Между тем Минсельхозы других регионов провели масштабную работу с пчеловодами. На 100% присутствуют в системе пчеловоды Башкирии, Мордовии, Томской области, - говорит председатель Национальной ассоциации пчеловодов. - В Алтайском крае 178 тысяч пчелосемей числится в похозяйственных книгах. Но это просто статистика, не надо путать ее с ветеринарным учетом".
Если все пчеловоды встанут на учет и зарегистрируются в системе "РЕГАГРО", то они будут получать на свой смартфон бесплатные оповещения об обработке посевов. А если фермер не известит об обработке, то будет привлечен к административной ответственности, уверен Сергей Тастан.
Судебная практика
Кстати, на территории Алтайского края уже отмечены случаи, когда пчеловодам удается взыскать ущерб от гибели пчелосемей, включая упущенную выгоду. Такие решения были вынесены 8 июня в Алтайском краевом суде и 18 сентября в Бийском городском суде в пользу пчеловодов, пострадавших от гибели пчел в результате обработок посевных площадей растениеводческими предприятиями.
В своем письме "Пчеловоды Алтая" отмечают, что пострадавшим трудно доказать в суде факт отравления пчел из-за отсутствия аккредитованных лабораторий и методик исследования остатков пестицидов в пробах пчелиного подмора.
Александр Чеботаев говорит, что решением этой проблемы региональный Минсельхоз занимается с прошлого года. В настоящее время методики проходят апробацию, а их внедрение на территории РФ ожидается в IV квартале 2021 года.
В Алтайской испытательной лаборатории нам рассказали, что пока факт отравления пчел можно доказать на основании присутствия в зеленой массе ядохимикатов. Такие методики анализов в лаборатории есть.
Отметим, что не все судебные иски пчеловодов доходят до суда. Так, 14 сентября текущего года следственное управление СКР по Алтайскому краю отказало в возбуждении уголовного дела в отношении аграриев Шипуновского района в связи с отравлением пчелосемей за отсутствием состава преступления. В частности, следователем было установлено, что фермером проводилось оповещение пчеловодов, но владельцы пасек отказались предпринимать какие-либо действия для сохранения пчелосемей.
Однако, по информации Сергея Тастана, делом занялась Генеральная прокуратура, и у него есть перспектива дойти до суда. "Этот аграрий дал объявление в мае о том, что будет обрабатывать посевы в любой день вплоть до сентября. Его объявление, поданное за три месяца до обработки, юридически ничтожно, суд его не признает. Как можно заранее знать, что то или иное поле будет поражено вредителем и потребуется его обработка?" - недоумевает председатель объединения пчеловодов.
Обоюдная вина
Известны случаи, когда пчеловоды размещают кочевые пасеки на территории полей, принадлежащих растениеводческим предприятиям без уведомления районных органов управления АПК и владельцев полей. Это свидетельствует об обоюдной вине сельхозтоваропроизводителей, полагает Александр Чеботаев, добавляя, что более 90% пчелиных пасек в регионе находятся в статусе ЛПХ, зачастую имея при этом большое количество пчелосемей.
"Часто реальное количество пчелосемей намеренно скрывается их владельцами, ветеринарно-санитарные паспорта пасек отсутствуют. В частности, в МОО "Пчеловоды Алтая" состоят граждане, имеющие более 150 пчелосемей, при этом числятся как ЛПХ, - говорит министр сельского хозяйства края. - Из-за того что пчеловоды не регистрируются в качестве крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, у властей нет информации о реальном количестве пчелосемей в регионе, бюджет недополучает налоги, а сами владельцы пасек не имеют права участвовать в программах государственной поддержки".
Получается, все хороши? Одни не хотят регистрироваться, опасаясь больших налогов, но требуют у властей защиты. Другие хотят пиариться, напомнить о себе губернатору. Третьи - отчитаться об успешно проделанной работе. Но общий результат пока не идеальный.