Алтайский фермер рассказал, почему решил отказаться от молочного скота в пользу мясного
Сегодня в хозяйстве славгородского фермера Станислава Атаманова насчитывается 500 голов герефордов. Цель - 1000.
- Я специально не косил сено, и сейчас, когда выпал первый снег и он еще рыхлый, просто любо-дорого смотреть с дороги из машины, как животные идут рядами по полю, копытят его, добывают себе травку и дышат свежим морозным воздухом, - с восхищенной улыбкой рассказывает Атаманов. - Красота просто! Меня спрашивают: "Почему ты занимаешься не молочным, а мясным скотоводством?" А я отвечаю: "Вы посмотрите на молочную скотину и на эту. Эта же гораздо красивее". Так что мне такой профиль больше по душе.
Каждому свое
По словам Станислава, конечно, занимаясь молочным скотоводством, человек получает деньги сразу. Подоил скот - и вот тебе выручка. В случае с герефордами ждать отдачи приходится гораздо дольше - два-три года, но он на это согласен, следуя простому определению - "каждому свое".
В село Покровка, рядом с которым размещается крестьянско-фермерское хозяйство Атаманова, маленького Стаса родители привезли в трехлетнем возрасте, и с тех пор он живет здесь и менять место жительства не собирается. Славгородская степь для него дом родной. И как было Станиславу еще несколько лет назад обидно за державу, когда, переезжая границу с Казахстаном - а до нее здесь несколько километров, - он видел ухоженные поля, а на них такой же ухоженный скот.
Сегодня приезжающие в Покровку клиенты - партнеры Атаманова из соседней страны восхищаются видом его герефордов и, конечно, ему это приятно. Но чтобы все стало именно так, пришлось сначала владельцу ЛПХ, а затем фермеру немало потрудиться. А в целом заниматься сельским хозяйством начал он еще в детском возрасте.
Совсем мальчишкой после занятий в школе спешил в поле, где работал на тракторе и комбайне его отец Николай Атаманов, чтобы помочь ему, если потребуется, в ремонте техники, а то и посидеть самому за штурвалом "степного корабля". Спустя годы он вернулся к этому занятию, а кроме того, решил, что если жить в сельской местности, то надо иметь подсобное хозяйство. Вместе с супругой Мариной они завели коров, кур, гусей, кроликов. Чтобы их прокормить, Станислав приобрел несколько гектаров земли, где начал сеять овес, многолетние травы. Со временем хозяйство стало разрастаться, увеличилось и поголовье крупного рогатого скота. Фермер разводил коров красной степной породы. Занимался он также и овцеводством, а позже, арендовав на несколько десятков лет у администрации муниципалитета водоем, и рыбоводством.
Герефорды
Получив опыт работы в сельском хозяйстве, Атаманов решил отказаться от молочного скота в пользу мясного. И базовая причина такого решения была, конечно, не столько эстетическая, сколько экономическая. По словам фермера, земли на близлежащей территории на плодородие скупые, поэтому заниматься растениеводством без животноводства для хозяйства просто губительно. Сегодня в хозяйстве Станислава имеется 1300 гектаров земли, где он сеет ячмень и овес, а вот пшеница как культура интересовать его перестала. На многих участках высажены многолетние травы, серьезная ставка сделана на суданскую траву, причем косят ее не на сенаж, а на сено.
И все равно своих кормов для 500 голов герефордов, имеющихся на нынешний день в хозяйстве, в полной мере не хватает. В особенности сейчас, после серьезной летней засухи. Атаманов уже прикупил часть грубых кормов, но этого все равно маловато, нужно будет покупать еще.
- Мне говорят: "Ну убери часть скота, и тебе кормов на оставшуюся скотину хватит. Будешь жить без головной боли", - рассказывает Станислав. - Можно бы, конечно, и так, только я мыслю по-другому, хочу расширяться, потому под нож у меня без необходимости ни одной головы не идет. План у меня - иметь 1000 голов герефордов, и я надеюсь, что его со временем выполню. Буду увеличивать посевные площади, наращивать постепенно кормовую базу. На данный момент свободные земли в округе есть, но, что будет завтра, не знаю, потому что многие хватаются за землю, а потом, поняв, как много надо на ней трудиться, бросают ее. Но ничего, думаю, что и здесь сумею вопрос решить.
В свое время опытом разведения герефордов с Атамановым поделился местный фермер Антон Лерх, который тогда занимался этим делом. И теперь опыт этот Станислав постоянно приумножает, причем делает это не только последовательно и упорно, но еще и с удовольствием.
- Считаю, что герефорды для нашей климатической зоны весьма подходят, они легко переносят высокие и низкие температуры, поэтому их можно круглый год содержать на улице. Они хорошо прибавляют в весе - были б хорошие корма, - отмечает фермер. - А мясо у них вкусное - мраморное.
Поскольку герефордов не нужно доить, их разводят по системе "корова - теленок", то есть телята находятся на подсосе вместе с коровами-кормилицами. А что касается названия "мраморное мясо", произошло оно благодаря визуальному сходству мясного среза с видом полированного мрамора. Подобный эффект получается из-за множества тонких прослоек жира между мышцами, равномерно расположенных по всей толще куска. И блюда из такого мяса после кулинарной обработки получаются сочными и мягкими. По большей части герефордов выращивают до года, однако, по словам Атаманова, некоторых бычков можно реализовать уже в девятимесячном возрасте.
- Средний вес годовалых животных составляет около 320 килограммов, - говорит фермер. - При забое выход мяса у герефордов получается до 72%, у степной коровы этот показатель составляет 48-52%. И даже если внешне герефорд и степная корова будут выглядеть одинаково, на весах герефорд окажется тяжелее на
15-20 килограммов.
Для размещения скота он приобрел полуразвалившиеся фермы бывшего совхоза. Сделали ремонт крыши, утеплили здания, подвели электричество, даже видеокамеры для безопасности и охраны установили.
И люди
На вопрос о проблемах Станислав Атаманов отвечает без заминки - люди, засуха. С засухой все понятно - ее отменить не получится. Но ведь и вопрос с кадрами на первый взгляд тоже кажется неразрешимым. По крайней мере, пока, на сегодняшний будничный день.
Весь трудовой коллектив Атаманова состоит из двух скотников, и оба добираются на работу из расположенного в 20 километрах от Покровки села Славгородского. Найти для своей фермы работников из числа местных жителей Атаманову не удалось.
- До границы с соседним государством рукой подать, водка-"казашка" недорого стоит и, как говорится, рекой бежит, - сетует фермер. - Вот многие себя удержать и не могут. А кроме того, и еще одна причина проблеме кадровой есть, как я ее понимаю. В 90-е годы, когда еще существовали колхозы, многие, работая в них, жили воровством и к этому привыкли. Другие в это время еще не работали, но видели, как это делается, и потому к честному труду тоже особого желания не испытывают. Но я верю, что это пройдет, как сейчас говорят, менталитет людей изменится и все здесь войдет в нормальное русло. Верю и надеюсь, что этого дождусь.
А пока обязанности третьего, необходимого ферме скотника выполняет сам ее владелец. Жена отвечает за бухгалтерию, а кроме того, выполняет функции ветеринарного фельдшера, освоив это дело, причем весьма неплохо, в основном с помощью Интернета.
- Применяем в этой работе самые современные препараты, постоянная практика плюс любовь к скоту. Так Марина работать научилась, что даже ветврачи удивляются, - вновь улыбается Атаманов. - Так, а как по-другому, где еще было учиться, ведь в ближайшей округе одни мы животноводством занимаемся?..
Справка
Герефордская порода - британская мясная порода крупного рогатого скота, происходящая из графства Херефордшир. Она была экспортирована во многие страны, и сейчас в более чем 50 странах мира насчитывается более 5 млн чистокровных герефордов. Животные эти очень выносливы и обладают флегматичным нравом (сказывается их происхождение от рабочего скота), способны на длительные перегоны с пастбища на пастбище. Кроме того, герефорды хорошо адаптируются почти к любым климатическим условиям: они одинаково хорошо дают привесы как в жарком южном климате, так и в условиях холодной продолжительной зимы.